Влияние китайских философских течений на национальную фортепианную музыку Китая 1980-х годов
Гао Мингконг
Хэнъянский педагогический университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 07.08.2024
Аннотация. Цель данной работы – выявление взаимосвязей между базовыми ценностями китайской философии (конфуцианства, даосизма, буддизма) и их отражением в фортепианной музыке Китая 1980-х годов. Научная новизна работы заключается в том, что фортепианные произведения исследуемого периода в рамках музыковедения впервые анализируются с точки зрения взаимосвязи классических философских постулатов с музыкальным искусством. В результате в статье на конкретных музыкальных примерах фортепианной музыки 1980-х годов показано, каким образом традиционные концепции китайской философии (единение с природой, социальная справедливость, внутренняя гармония, уважение к старшим) отражены в музыкальной форме.
Ключевые слова и фразы: влияние китайской философии, конфуцианство, даосизм, буддизм, фортепианная музыка 1980-х годов, национальная фортепианная музыка Китая, связь китайской классической философии и музыки, influence of Chinese philosophy, Confucianism, Taoism, Buddhism, piano music of the 1980s, national piano music of China, connection between Chinese classical philosophy and music
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Ван Ин. Претворение национальных традиций в фортепианной музыке китайских композиторов XX-XXI веков: автореф. дисс. … к. иск. СПб., 2009.
Дай Юй. Элементы традиционной культуры в новой китайской музыке «периода открытости»: автореф. дисс. … к. иск. Н. Новгород, 2017.
Ли Ваньли. Древнекитайская философия как один из источников формирования китайского национального менталитета // Манускрипт. 2019. Т. 12. Вып. 7.
Лян Маочун. Музыка века фортепиано: четвертое достижение китайского фортепианного творчества // Фортепианное искусство. 2020. № 3.
Фань Юй. Философия тайцзи в творчестве китайского композитора Чжао Сяошэна // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2018. № 2 (48).
Ян Тун. Тан Дун «Воспоминания о восьми картинах»: диалог традиций // Университетский научный журнал. 2019. № 48.
王安国. 我国音乐创作“新潮”纵观 // 中国音乐学杂志. 1986年. 01期 (Ван Аньго. Очерк о китайской музыке «новой волны» // Китайское музыковедение. 1986. № 1).
李吉提. 《中国音乐结构分析概论》. 北京: 中央音乐学院出版社, 2004 (Ли Цзити. Введение в анализ структуры в китайской музыке. Пекин: Изд-во Центральной консерватории, 2004).
肖健. 孔、孟、荀义利思想比较研究 // 西安外国语学院学报. 2000. № 4 (Сяо Цзяньи. Сравнение философских идей Конфуция, Мэнцзы и Сюньцзы // Журнал Сианьского университета международных исследований. 2000. № 4).
吴钊, 刘东升. 《中国音乐史略》. 北京: 人民音乐出版社, 1983 (У Чжао, Лю Дуншэн. Краткая история китайской музыки. Пекин: Издательство народной музыки, 1983).
方勇. 庄子. 北京, 2019 (Фан Юн. Чжуанцзы. Пекин, 2019).
陈铭志. 八卦是怎样控制音乐的赵晓生的钢琴曲《太极》 // 音乐爱好者. 1988. № 1 (Чэнь Минчжи. Фортепианное произведение Чжао Сяошэна «Тайцзи» // Любитель музыки. 1988. № 1).
杨寅麟.《中国音乐史论文集》 上海:《上海音乐》出版社, 1953 (Ян Иньлю. Очерки по истории китайской музыки. Шанхай: Шанхайская музыка, 1953).