Алтайский орнамент как элемент образной структуры в книжной графике В. А. Раменского
Крылова Виктория Игоревна, Нехвядович Лариса Ивановна
Алтайский государственный университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 05.08.2024
Аннотация. В статье рассматривается графическое наследие алтайского художника книги В. А. Раменского с позиции использования им традиционного алтайского орнамента как элемента образной структуры художественного произведения. Проблематика данной статьи лежит в поле трансформации традиционного орнамента в пространстве авторской художественной интерпретации. Цель исследования состоит в выявлении особенностей использования орнаментальной традиции художником В. А. Раменским. Научная новизна исследования заключается в выявлении и формулировании основных принципов интерпретации алтайского орнамента в образной структуре произведений В. А. Раменского. В результате исследования в статье даются основные принципы использования художником В. А. Раменским традиционного алтайского орнамента при оформлении и иллюстрировании книг: 1) воспроизведение этнографических орнаментальных мотивов тюркских народов Алтая; 2) использование орнамента в качестве элемента дизайна (оформления) книги; 3) создание художественного образа посредством орнаментальной стилизации; 4) внедрение в композиционную структуру произведений базовых принципов построения орнамента (ритм, симметрия).
Ключевые слова и фразы: книжная графика, иллюстрация, графический дизайн, интерпретация алтайского орнамента, орнаментальная традиция, орнаментальная стилизация, принципы интерпретации, book graphics, illustration, graphic design, interpretation of the Altai ornament, ornamental tradition, ornamental stylization, principles of interpretation
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Алтайский орнамент: альбом / сост. и автор вступ. ст. В. И. Эдоков. Горно-Алтайск, 1971.
Владимир Раменский. Книжная графика / Алт. орг. Союза художников РСФСР; авт. текста Л. Шамина. Барнаул, 1978.
Герчук Ю. Я. Что такое орнамент: структура и смысл орнаментального образа. М., 2013.
Гомбоева М. И. Сибирский звериный стиль как концептуальная основа конвертации традиционного художественного наследия в культурные индустрии // Гуманитарный вектор. 2022. № 2.
Гомбоева М. И., Федорова М. В., Комарова Н. П. Традиционные ремёсла Восточной Сибири и современная художественная культура как источник развития креативных индустрий (на основе сравнительного анализа экспонатов Российского этнографического музея и авторских кукол семьи Намдакова) // Гуманитарный вектор. 2018. № 6.
Грищенко А. П. Особенности трансформации знаков этнографического мотива в художественной культуре Енисейской Сибири // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2023. № 63.
Грищенко А. П. Трансформация этнографических мотивов в искусстве Сибири на примере знака «ОЛЕНЬ» // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Социально-гуманитарные науки». 2021. № 2.
Грищенко А. П. Этнографический мотив в декоративно-прикладном искусстве Красноярска: история и современность // Философия и культура. 2022. № 4.
Иванов Н. А. Герменевтика орнамента: к методологии интерпретации орнаментальных композиций // Международный журнал исследований культуры. 2015. № 3 (20).
Ломанова Т. М. Отражение сибирской идентичности в искусстве конца ХХ – начала XXI века // Культура и искусство. 2020. № 4.
Мамедова Ф. О ведущем принципе формообразования в орнаменте тюркоязычных народов // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2020. No. 46-2.
Масалова Е. В. Трактовка орнамента в традиционном и современном искусстве // Наука и современность. 2010. № 2-1.
Нехвядович Л. И. Теоретические ориентиры для изучения этничности как источника художественного своеобразия искусства // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 5 (54).
Нечаева А. С. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве тюркских народов Горного Алтая: автореф. дисс. … к. иск. Барнаул, 2022.
Нечаева А. С. Художественные особенности орнамента в искусстве традиционного ковроделия народов горного Алтая // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 57.
Палагута И. В. Орнамент как особый вид искусства // Художественная культура. 2020. № 1.
Раменская Ю. В. Этнические мотивы традиционной алтайской культуры в книжной графике В. А. Раменского // Учёные записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2018. № 3 (17).
Розвадовский А. Разве доисторическое искусство только о прошлом? Новая жизнь наскальных изображений в современном искусстве (От Сибири до Канады) // Проблемы истории, филологии, культуры. 2021. № 2 (72).
Сидорова О. В. Классики алтайской графики в собрании Государственного художественного музея Алтайского края (Барнаул, Россия) // Учёные записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2021. № 3 (29).
Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993.
Художник книги Раменский Владимир Александрович: научно-популярная литература / авт. текста Е. В. Попова. Барнаул: Изд. дом «Барнаул», 2010.