Формирование «новой зрелищности». Как устроен современный стриминг (на примере Netflix и др.)
Мехоношин Василий Юрьевич
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Дата поступления рукописи в редакцию: 08.07.2024
Аннотация. Целью этой статьи является выявление особенностей «новой зрелищности» в условиях цифровизации экрана. Важным представляется обращение автора к выделению этапов цифровизации экрана, а также выявление новых культурных практик при просмотре контента на стриминг-сервисах. Новизна исследования заключается в многоаспектном анализе трансформации медиапотребления и медиапроизводства в условиях цифровизации, особенно с акцентом на значительную роль стриминговых сервисов в этих процессах. Автор статьи исследует интерактивные аспекты стриминговых сервисов, где зрители могут влиять на сюжет, что является значительным вкладом в понимание современных медийных практик. В результате автор подчеркивает, что стриминговые сервисы стали катализатором множества изменений в медиаиндустрии, приводя к демократизации доступа к контенту и его производству. Отмечается возможность функциональной дифференциации современной культуры медиапотребления под воздействием экранной культуры достримингового периода и эпохи стримингов; выделяется появление новых требований к созданию контента в условиях «новой зрелищности».
Ключевые слова и фразы: трансформация медиапотребления, новая зрелищность, интерактивный опыт просмотра, этапы цифровизации экрана, стриминг-сервисы, Новый Голливуд, фильмы, сериалы, Netflix, Hulu, HBO Max, media consumption transformation, new spectacle, interactive viewing experience, stages of screen digitization, streaming services, New Hollywood, movies, TV series
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Артюх А. Новый Голливуд. История и концепция. СПб.: Алетейя, 2015.
Джеймисон Ф. Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма. М.: Изд-во Института Гайдара, 2019.
Луман Н. Реальность массмедиа. М.: Праксис, 2005.
Маклюэн М. Понимание медиа. Внешние расширения человека. М.: Кучково поле, 2019.
Разлогов К. Диалектика массового и уникального в социодинамике искусства // Актуальные проблемы современной культуры и образования: сборник научных статей по материалам I международной конференции молодых ученых (г. Москва, 29-31 марта 2016 г.). М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2016.
Рафтери Б. Лучший год в истории кино. Как 1999-й изменил все. М.: Individuum, 2020.
Рэндольф М. That will never work: история создания Netflix, рассказанная ее основателем. М.: Эксмо, 2021.
Савчук В. Медиафилософия. Приступ реальности. СПб.: РХГА, 2014.
Хастингс Р. Никаких правил: уникальная культура Netflix. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021.
Хиллс М. «Черное зеркало», имплицитная религия и сакрализация «запойных просмотров» научной фантастики // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2019. № 37 (3).
Хренов Н. Новая визуальность как проблема культуры. М. – СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2019.
Siles I., Espinoza-Rojas J., Naranjo A., Tristán M. F. The Mutual Domestication of Users and Algorithmic Recommendations on Netflix // 2019.Communication, Culture & Critique. 2019. Vol. 12. Iss. 4.