Специфика концертмейстерских компетенций пианиста в процессе работы с солистами-вокалистами
Руднева Светлана Владимировна
Московский государственный институт культуры (МГИК)
Дата поступления рукописи в редакцию: 13.07.2024
Аннотация. Цель исследования – определить основные концертмейстерские компетенции, обеспечивающие высокое качество и продуктивность совместной работы пианиста с солистами-вокалистами. В статье поднимается вопрос типологии концертмейстерских компетенций, изучается роль различных компетенций в исполнительской деятельности тандема «вокалист/пианист». Их специфика рассматривается на примере работы концертмейстера над романсом П. И. Чайковского «Забыть так скоро». Научная новизна исследования заключается в систематизации и разграничении содержания компетенций. В результате исследования выявлены и определены границы следующих концертмейстерских компетенций: исполнительские (узкопрофессиональные), музыкально-теоретические, педагогические, организационные, социально-психологические. Определены перспективы реализации компетентностного подхода в концертмейстерской деятельности.
Ключевые слова и фразы: концертмейстер, концертмейстерские компетенции, пианист, солист-вокалист, concertmaster, concertmaster competencies, pianist, soloist-vocalist
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Альшванг А. А. П. И. Чайковский. М.: Музыка, 1970.
Батыршина Г. И. Деятельность пианиста-концертмейстера как предмет структурно-функционального анализа // Концертмейстерское искусство: теория, история, практика: материалы всероссийской научно-практической конференции. Казань: Татарский государственный гуманитарно-педагогического университет, 2011.
Бикташев В. Н. Искусство концертмейстера. Основы исполнительского мастерства. СПб.: Союз художников, 2014.
Борисова Л. Н. Специфика профессиональной компетентности концертмейстера // Современное образование в России и за рубежом: теория, методика и практика: материалы IV международной научно-практической конференции. Чебоксары: ООО Интерактив-плюс, 2016.
Калинина В. Д. Базовые компоненты и профессиональная спецификация в творческой деятельности концертмейстера-пианиста: автореф. дисс. … к. иск. Саратов, 2015.
Крючков Н. А. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. СПб.: Лань; Планета музыки, 2017.
Кубанцева Е. И. Концертмейстерский класс. М.: Академия, 2002.
Курицкая Л. В. Коучинговый подход в работе со студентами концертмейстерского класса // Манускрипт. 2019. Т. 12. Вып. 11.
Левашова Т. А. Принципы концертмейстерской традиции и методы их реализации в процессе обучения пианистов-концертмейстеров // Вестник науки. 2023. Т. 4. № 12 (69).
Майлис Ю. А. Исторический аспект развития и особенности профессионального мастерства концертмейстера // Южно-Российский музыкальный альманах. 2015. № 2 (19).
Малинин Ф. Н. Апухтин и Чайковский // Музыкальное наследие Чайковского: из истории его произведений / авт.-сост. К. Ю. Давыдова, Е. М. Орлова. М.: Изд-во АН СССР, 1958.
Мур Дж. Певец и аккомпаниатор. М.: Радуга, 1987.
Островская Е. А. Психологические аспекты деятельности концертмейстера в музыкально-образовательной сфере инструментального исполнительства: автореф. дисс. … к. иск. Саратов, 2006.
Пономарева Е. И. Советы начинающим концертмейстерам (специфика работы в вокальном классе) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2014. № 4 (17).
Равчеева Н. А. Профессия концертмейстера: к истокам // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 6 (43).
Соловьева Л. А. Формирование профессиональных и психолого-педагогических качеств музыканта-концертмейстера // Концепт. 2015. № 6.
Чачава В. Н. Искусство концертмейстера. СПб.: Композитор, 2005.
Шолухо Е. В. Проблемы психологического состояния концертмейстера и способы его саморегуляции // Интерактивная наука. 2022. № 7 (72).
Юдин А. Н. Уроки концертмейстерского мастерства: из опыта работы пианистов-аккомпаниаторов с Зарой Долухановой и Георгом Отсом // Музыкальное искусство и образование. 2016. № 3.