Пути и способы отражения образно-эмоционального уровня через мультимедиа: создание экранного персонажа (на материале постановок Саратовского ТЮЗа)
Лазарев Павел Сергеевич
Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова
Дата поступления рукописи в редакцию: 10.06.2024
Аннотация. Цель исследования – выявить художественные особенности мультимедийных приёмов при создании виртуального персонажа на образно-эмоциональном уровне композиционного построения. В статье была предпринята попытка аналитической характеристики работы мультимедиа в театрально-драматическом искусстве и тех инструментов, которые этому способствуют. Общая картина тенденций в современном сценическом творчестве показала, что спектакли Саратовского ТЮЗа имеют богатое мультимедийное наполнение. Их рассмотрение позволило выявить некоторые из многочисленных художественных особенностей относительно актёрского искусства. В качестве метода была использована концепция композиционного построения музыкального произведения Е. В. Назайкинского, которая оказалась действенной относительно мультимедиа в театрально-драматическом искусстве. Для рассмотрения был взят образно-эмоциональный уровень мультимедиа, который направлен на погружение зрителя в сознание персонажа. Научная новизна состоит в определении части общей системы мультимедиа-приёмов в структуре сценического произведения. В результате анализ выявил принципы внедрения мультимедийных приемов в сценическое произведение, а также их некоторые типы и виды.
Ключевые слова и фразы: образно-эмоциональный уровень мультимедиа, театрально-драматическое искусство, Саратовский ТЮЗ, актёрское искусство, Е. В. Назайкинский, экранный персонаж, figurative and emotional level of multimedia, theatrical and dramatic art, Saratov Youth Theater, acting, E. V. Nazaikinsky, on-screen character
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Веллингтон А. Т. Интеграция мультимедийных технологий в пространство театра // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 6-1.
Краснослободцева А. В. Функции крупного плана на экране в спектаклях Константина Богомолова // Философия и культура. 2019. № 10.
Маланычева М. В. Мультимедийные технологии в театральном искусстве // Театр и театральное образование в культурном наследии России: материалы научно-методического семинара в рамках V международного молодежного фестиваля спектаклей малых форм «Театромагия» / ред. В. В. Евдокимова. Самара: СГИК, 2017.
Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982.
Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке: учебное пособие. М.: Владос, 2003.
Пашинина О. В. Концепция содержания музыкального произведения в музыкально-теоретической системе Е. В. Назайкинского: дисс. … к. иск. Саратов, 2008.
Пчелкина Н. М. Мультимедийный спектакль-перформанс как форма современного театрального искусства // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 1-1 (55).
Раш М. Новые медиа в искусстве. М.: Ад Маргинем Пресс, 2018.
Ростовский Е. Г. Мультимедийное пространство театра // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 3.
Шелтрекова Я. В., Прокопов В. Л. Мультимедийные технологии как выразительное средство в создании сценического пространства в драматическом спектакле // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 56.
Шустрова О. И. Коды и символы в искусстве мультимедиа // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2010. № 15 (58).