Рубежность и сущностные характеристики театрального танца в России конца XIX – начала ХХ века
Догорова Надежда Александровна
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Дата поступления рукописи в редакцию: 29.01.2024
Аннотация. Новаторство и эксперимент, как источники, расширяющие и углубляющие пространство театрального танца в России конца XIX – начала ХХ века, носили сложный характер связи: от традиционного и локального современного до системного и закономерного. В отличие от западноевропейского балетного театра, в России эстетические концепции экспрессионизма, конструктивизма и абстракционизма были первыми поэтическими опытами «с» хореографией и «в» хореографии, получившими переосмысление не только на уровне вне-танцевальных планов и свободных формотворческих законов движения, но и на уровне художественных координат пространства и семантики академического балетного искусства. Цель статьи – обосновывать позицию о том, что после эпохи романтических балетов Мариуса Ивановича Петипа (1818-1910) в России наступает рубежность хореографической системы, связанная с задачами переосмысления языка театрального танца, его архитектонических структур (сценической и телесной), а также сущностных характеристик содержания и формы балетного текста. Научная новизна заключается в разработке следующей гипотезы: архитектоническое пространство сцены и архитектонические телесные формы становятся изобразительно и выразительно доказательными. Обнаруживается связь между лексическим потенциалом и созданием тектонических задач в системе академического движения, коррелируются вербальный, временной и визуальный континуум пространства. В результате представлена систематизация европейской и азиатской театральных традиций в исследовании художественных и физиологических процессов протекания движения с целью определения специфики архитектонических телесных структур рассматриваемого времени.
Ключевые слова и фразы: язык, танец, театральный танец, хореография, балет, рубежность хореографической системы, академизм, архитектоническое сценическое пространство и архитектонические телесные формы, семантическая и физическая реальность искусства, пластическое мышление, language, dance, theatrical dance, choreography, ballet, milestone of the choreographic system, academism, architectonic stage space and architectonic bodily forms, semantic and physical reality of art, plastic thinking
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Балетмейстер А. А. Горский. Материалы. Воспоминания. Статьи / сост. Е. Суриц, Е. Белова. СПб.: Дмитрий Булгарин, 2000.
Балетмейстер Мариус Петипа: сб. статей / сост.: О. А. Федорченко, Ю. А. Смирнов, А. В. Фомкин. Владимир: Фолиант, 2006.
Барба Э. Бумажное каноэ: трактат о театральной антропологии. СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2008.
Ваганова А. Я. Основы классического танца. Л. – М.: Искусство, 1948.
Гаевский В. М. Хореографические портреты. М.: Артист, режиссер, театр, 2008.
Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии / общ. ред. и послесл. М. Левина. М.: Искусство, 1964.
Догорова Н. А. Пластическое и этнопластическое мышление в хореографическом искусстве: становление и трансформации: дисс. … д. иск.: в 2-х т. М., 2023. Т. 1.
Догорова Н. А. Ф. Лопухов: российский проект «интеллектуального производства» в балетном искусстве 20-30-х годов ХХ века // II Яушевские чтения: материалы респ. научно-практической конференции (г. Саранск, 23 апреля 2008 г.) / редкол.: Н. И. Воронина (отв. ред.) и др.; сост. О. Н. Прокаева. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008.
Догорова Н. А. Хореографическое искусство: проблемы режиссуры и актерского/исполнительского мастерства: избр. лекции. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2011.
Жак-Далькроз Э. Ритм: ежегодник института Жак-Далькроза в Геллерау близ Дрездена. Берлин-Фриденау: Изд. А. Боровского, 1912. Т. I.
Илларионов Б. А. Федор Лопухов о хореографическом симфонизме в балетах Петипа // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2017. № 6.
Красовская В. М. Русский балетный театр начала ХХ в. Танцовщики. Изд-е 2-е, испр. СПб.: Лань; Планета музыки, 2009.
Лопухов Ф. В. Пути балетмейстера. Берлин: Петрополис, 1925.
Лопухов Ф. В. Шестьдесят лет в балете. М.: Искусство, 1966.
Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы / коммент. А. В. Февральского: в 2-х ч. М.: Искусство, 1968. Ч. II. 1917-1939.
Соллертинский И. И. Статьи о балете. Л.: Искусство, 1973.
Станиславский К. С. Об искусстве театра: избранное / предисл. Ю. С. Калашникова, В. Н. Прокофьева. М.: Всерос. театр. об-во, 1982.
Фокин М. М. Против течения. М.: Искусство, 1981.
Чехов М. А. Литературное наследие: в 2-х т. / редкол.: Н. Б. Волкова, М. О. Кнебель, Н. А. Крымова; сост.: И. И. Аброскина, М. С. Иванова, Н. А. Крымова; коммент. И. И. Аброскиной и М. С. Ивановой. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Иск-во, 1995. Т. 2. Об искусстве актера.