Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2024. № 2. С. 76-84.
РАЗДЕЛ:    Искусствоведение
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/mns20240011

Музыкальный портрет Николая Черепнина: этапы жизни и творчества. К 150-летию со дня рождения

Анучин Артём Максимович
Магнитогорская государственная консерватория имени М. И. Глинки


Дата поступления рукописи в редакцию: 03.02.2024
Аннотация. В статье проанализированы основные этапы жизненного пути и творческих достижений Николая Черепнина. Автор ставил перед собой задачу напомнить музыкальному сообществу об этом универсальном музыканте, вершина профессиональных успехов которого достигнута в России: именно на родине он завоевал положение выдающегося композитора, дирижёра, пианиста, педагога, одного из самых тонких мастеров оркестрового письма. Кроме того, представлена композиторская фигура Черепнина в художественном контексте отечественной и зарубежной музыки первой половины ХХ века. Западное музыковедение считает, что авангардные черты сочинений Николая Черепнина возникли во «французском» периоде его жизни, поэтому в статье акцентировано внимание на новаторских чертах творчества Черепнина, которые сформировались внутри русской культуры: в музыке М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова, а также произведениях художников «Мира искусства». В результате создан более полный творческий портрет малоизученного композитора в контексте эпохи Серебряного века, а также заполнены некоторые «белые пятна» в картине музыкального искусства начала XX века.
Ключевые слова и фразы: Николай Николаевич Черепнин, Санкт-Петербургская консерватория, Н. А. Римский-Корсаков, Беляевский кружок, театральная антреприза «Русские сезоны», художественное объединение «Мир искусства», Парижская русская консерватория имени Сергея Рахманинова, Nikolay Nikolayevich Tcherepnin, Saint Petersburg Conservatory, N. A. Rimsky-Korsakov, Belaieff Circle, Diaghilev’s “Russian Seasons” theatrical enterprise, artistic association “World of Art”, Sergei Rachmaninoff Paris Russian Conservatory
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Глинский М. «Красная маска». Хореодрама Н. Н. Черепнина // Русская музыкальная газета. 1916. № 12.
  2. Корабельникова Л. З. Александр Черепнин: долгое странствие. М.: Языки русской культуры, 1999.
  3. Логинова В. А. О музыкальной композиции начала ХХ века: к проблеме авторского стиля, В. Ребиков, Н. Черепнин, А. Станчинский. М., 2002.
  4. Сергей Дягилев и русское искусство: статьи, открытые письма, интервью. Переписка. Современники о Дягилеве: в 2-х т. М.: Изобразительное искусство, 1982. Т. 2.
  5. Томпакова О. М. Николай Николаевич Черепнин: очерк жизни и творчества. М.: Музыка, 1991.
  6. Черепнин Н. Н. Воспоминания музыканта. Л.: Музыка, 1976.
  7. Sabaneyeff L. Modern Russian Composers. N. Y.: International Publishers, 1927.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru