Эстетическая аналитика отвращения: историко-философский и содержательный аспект
Стругова Екатерина Александровна
Санкт-Петербургский государственный университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 09.02.2023
Аннотация. Цель исследования – раскрытие содержательной стороны отвращения, позволяющей считать его эстетической реакцией в широком смысле. В статье пересматриваются контент-ориентированные и аксиологические подходы к изучению отвращения. Научная новизна исследования состоит в дополнении минимального определения понятия «отвращение» критериями недооценки, деформации и дистанции от потенциальных объектов эстетического удовольствия. В результате обосновано, что содержательная сторона отвращения отражает конфликт субъективных, объективных факторов его аналитики и инстанций отвратительного в искусстве и кино, который обеспечивает расширенную трактовку реактивности отвращения.
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Медведев А. А. Эстетизация безобразного в арт-практиках постмодерна: дисс. … к. филос. н. М., 2016.
Радеев А. Е. За новую эстетику, или назад к эстетическому опыту // Эстетика и герменевтика: сборник к 60-летию кафедры эстетики МГУ: сб. ст. всерос. науч. конф. (г. Москва, 11 декабря 2020 г.) / отв. ред. Е. А. Кондратьев. М.: МАКС Пресс, 2022.
Розенкранц К. Эстетика безобразного // Эстетика безобразного Карла Розенкранца / пер. с нем. М. А. Шкепу. К.: Феникс, 2010.
Трушникова Т. В. Эстетика отвратительного в культуре постмодерна // Новые технологии – нефтегазовому региону: мат. междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (г. Тюмень, 16-18 мая 2018 г.) / отв. ред. П. В. Евтин. Тюмень: Изд-во Тюменского индустриального университета, 2018.
Carroll N. Defending the content approach to aesthetic experience // Metaphilosophy. 2015. Vol. 46. Iss. 2.
Chamberlain R. The interplay of objective and subjective factors in empirical aesthetics // Human perception of visual information: Psychological and computational perspectives / ed. by B. Ionescu, W. A. Bainbridge, N. Murray. N. Y.: Springer, 2022.
Coate M. Nothing but nonsense: A Kantian account of ugliness // The British Journal of Aesthetics. 2018. Vol. 58. Iss. 1.
De Clercq R. Aesthetic pleasure explained // The Journal of Aesthetics and Art Criticism. 2019. Vol. 77. Iss. 2.
Feagin S. L. Monsters, disgust and fascination // Philosophical Studies: An International Journal for Philosophy in the Analytic Tradition. 1992. Vol. 65. No. 1-2.
Hick D. H. Horror and its affects // The Journal of Aesthetics and Art Criticism. 2022. Vol. 80. Iss. 2.
Hume D. Of tragedy // Essays: Moral, political, and literary / ed. by E. F. Miller. Indianapolis: Liberty Fund, 1987.
Kant I. Critique of the power of judgment. Cambridge: Cambridge University Press, 2000.
Kieran M. The vice of snobbery: Aesthetic knowledge, justification, and virtue in art appreciation // The Philosophical Quarterly. 2010. Vol. 60. No. 239.
King A. Reasons, normativity, and value in aesthetics // Philosophy Compass. 2022. Vol. 17. No. 1.
Korsmeyer C. Gut appreciation: Possibilities for aesthetic disgust // Lebenswelt: Aesthetics and Philosophy of Experience. 2013. Vol. 3.
Lopes D. M. Two dogmas of aesthetic empiricism // Metaphilosophy. 2021. Vol. 52. Iss. 5.
Paris P. The deformity-related conception of ugliness // The British Journal of Aesthetics. 2017. Vol. 57. Iss. 2.
Peacocke A. Let’s be liberal: An alternative to aesthetic hedonism // British Journal of Aesthetics. 2021. Vol. 61. Iss. 2.
Shelley J. The default theory of aesthetic value // The British Journal of Aesthetics. 2019. Vol. 59. Iss. 1.
Sibley F. Some notes on ugliness // Approach to aesthetics / ed. by J. Benson, B. Redfern, J. R. Cox. Oxford: Clarendon Press, 2001.
Van der Berg S. The motivational structure of appreciation // Philosophical Quarterly. 2019. Vol. 69. Iss. 276.