Батальная живопись как исторический документ. Особенности творческого метода А. Е. Коцебу
Любин Дмитрий Владимирович
Государственный Эрмитаж
Дата поступления рукописи в редакцию: 11.04.2021
Аннотация. Цель исследования - выявить особенности творческого метода крупнейшего, но незаслуженно забытого отечественного художника-баталиста А. Е. Коцебу в контексте русской и зарубежной академической батальной живописи середины - третьей четверти XIX в. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в отечественном и зарубежном искусствознании изучены и введены в научный оборот документальные свидетельства метода работы Коцебу над картиной, выявлены его принципиальные особенности, определены уникальность и характерность творческого метода в контексте русской и зарубежной академической батальной живописи середины - третьей четверти XIX в. В результате доказано, что творческий метод Коцебу сформировался в годы обучения в Академии художеств в Санкт-Петербурге и не претерпел принципиальных изменений на протяжении жизни художника, был типичен для академического баталиста середины - третьей четверти XIX в. Следование своей методике позволило художнику создать картины, являющиеся в полной мере историческими документами.
Ключевые слова и фразы: А. Е. Коцебу, творческий метод художника, Санкт-Петербургская Академия художеств, академическая батальная живопись, военная история, A. E. Kotzebue, painter’s creative method, Imperial Academy of Arts, academic battle painting, military history
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Архив Государственного Эрмитажа. Ф. 1. Оп. 2.
Асварищ Б. И. Третья комната военной живописи [Электронный ресурс]. URL: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/10308.php (дата обращения: 31.03.2020).
Генов Ц. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и подвиг освободителей. София: София пресс, 1979. 276 с.
Любин Д. В. Повесть об одном сражении. Картина А. Е. Коцебу "Генерал Скобелев в бою" из собрания Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника // Петербургские искусствоведческие тетради. 2021. № 64. С. 115-138.
Михайловский-Данилевский А. И. Описание похода во Францию в 1814 году: в 2-х т. СПб.: В типографии департамента внешней торговли, 1836. Т. 1. 321 с.
Михайловский-Данилевский А. И. Описание Финляндской войны на сухом пути и на море в 1808 и 1809 годах. СПб.: Типография Отдельного корпуса Внутренней стражи, 1841. 549 с.
Отчет Императорской Академии художеств с 10 мая 1859 по 4 сентября 1860 г. СПб., 1860. 104 с.
Отчет Императорской Академии художеств с 4-го ноября 1870 по 4-е ноября 1871 г. СПб.: Лито-типография В. Грацианского и Ко, 1872. 100+92+XXXIX с.
Отчет Императорской Академии художеств с 4 ноября 1879 г. по 4 ноября 1880 г. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1882. 87 с.
Отчет Императорской Академии художеств с 4 ноября 1880 г. по 4 ноября 1881 г. СПб., 1884. 80 с.
Отчет Императорской Академии художеств с 4 ноября 1881 г. по 4 ноября 1882 г. СПб., 1885. 91 с.
Пассек Т. П. Из дальних лет: воспоминания / вступ. ст., подг. текста и примеч. А. Н. Дубовикова. М.: Гослитиздат, 1963. 519 с.
Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 472. Оп. 17 (100/937).
РГИА. Ф. 789. Оп. 1.
РГИА. Ф. 789. Оп. 2.
РГИА. Ф. 789. Оп. 11.
РГИА. Ф. 789. Оп. 14.
Рязанский пехотный полк при Реймсе, 28-го февраля, 1-е и 2-е марта 1814 года // Славянин. 1828. Ч. 7. № 32. С. 191-204.
Рязанский пехотный полк при Реймсе, 28-го февраля, 1-е и 2-е марта 1814 года // Славянин. 1828. Ч. 7. № 33. С. 227-235.
Садовень В. В. Русские художники-баталисты XVIII-XIX веков. М.: Искусство, 1955. 371 с.
Шереметьев О. В. Наполеоновская эпоха в батальной и портретной живописи России и Европы конца XVIII - начала XX века: дисс. … д. иск. Барнаул, 2010. 597 с.
Parth S. Zwischen Bildbericht und Bildpropaganda. Kriegskonstruktionen in der deutschen Milit?rmalerei des 19. Jahrhunderts. Paderborn: Verlag Ferdinand Sch?ningh, 2010. 409 S.
Sommer E. F. Alexander von Kotzebue // Jahrbuch des baltischen Deutschtums 1980. L?neburg, 1979. S. 41-51.