Трансцендентальный субъект от Декарта до Гуссерля: классический и неклассический подходы в западноевропейской метафизике
Циплакова Юлия Владимировна, Дмитриева Анастасия Валерьевна
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Сургутский государственный университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 05.03.2021
Аннотация. Цель исследования - проследить комплекс историко-философских трансформаций концепции субъекта в западноевропейской философии. В статье выявляются истоки трансцендентализма в философии Р. Декарта и его развитие в метафизике Б. Спинозы. Отмечается, что классическое понимание сущности трансцендентального субъекта оформилось в философии И. Канта, а неклассическое - в философии А. Шопенгауэра и Э. Гуссерля. Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые постулируется набор признаков неклассической концепции трансцендентального субъекта, характерной для западноевропейской философии XIX-XX вв. Полученные результаты показали, что понимание трансцендентального субъекта к первой трети XX века, связанное с неклассической философской традицией, снимает ряд противоречий философии Нового времени, предлагая горизонты тематизации проблематики интерсубъективности для последующих мыслителей.
Ключевые слова и фразы: трансцендентальный субъект, эмпирический субъект, метафизика, рационализм, феноменология, transcendental subject, empirical subject, metaphysics, rationalism, phenomenology
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Анисимова А. А. Этический аспект кантовского учения о характере и его интерпретация А. Шопенгауэром // Трансцендентальный поворот в современной философии: метафизика, теория опыта, теория сознания: сборник материалов Международного научного семинара / отв. ред. С. Л. Катречко. М.: Фонд "Центр гуманитарных исследований", 2017. С. 22-24.
Гуссерль Э. Амстердамские доклады. Ч. 1. Феноменологическая психология // Логос. 1992. № 3. С. 62-81.
Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука; Ювента, 1998. 315 с.
Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. СПб.: Владимир Даль, 2004. 399 с.
Декарт Р. Сочинения: в 2-х т. М.: Мысль, 1989. Т. 1. 654 с.
Захави Д. Трансцендентальная феноменология, интенциональность и субъективность // Вопросы философии. 2017. № 10. С. 150-155.
Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. 592 с.
Любутин К. Н., Пивоваров Д. В. Диалектика субъекта и объекта. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1993. 416 с.
Молчанов В. И. Понятие трансцендентальной субъективности в феноменологии Э. Гуссерля // Проблемы сознания в современной буржуазной философии / ред. А. Дегутис, Б. Кузмицкас, А. Свердиолас. Вильнюс: АН Литовской ССР, 1983. С. 51-67.
Рябушкина Т. М. Субъективность и темпоральность как условие возможности опыта: отождествление или разграничение? // Философский журнал. 2017. Т. 10. № 4. С. 139-155.
Спиноза Б. Сочинения: в 2-х т. СПб.: Наука, 1999. Т. 1. 489 с.
Шопенгауэр А. Собрание сочинений: в 6-ти т. М.: ТЕРРА - Книжный клуб; Республика, 1999. Т. 1. 496 с.
Mazijk C. van. Transcendental Consciousness: Subject, Object, or Neither? // The Subject(s) of Phenomenology: Rereading Husserl / ed. by I. Apostolescu. Springer, 2020. P. 45-56.