Формообразование финала вокально-хореографической сюиты Г. Г. Вдовина "Тейтерень пия кудо" как отражение драматургии обрядового действа
Кинякина Людмила Викторовна
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва
Дата поступления рукописи в редакцию: 26.01.2021
Аннотация. Цель исследования - обосновать связь музыкальной формы финала вокально-хореографической сюиты Г. Г. Вдовина "Тейтерень пия кудо" ("Дом девичьего пива") с драматургией обрядового действа. Научная новизна работы определяется вниманием к музыкальной форме самого объемного номера Сюиты, который до настоящего времени не анализировался с точки зрения формообразования. В результате установлено, что композитор использовал в финале принцип цикличности. Финал, обрамленный вступлением и хоровой кодой, состоит из двух частей: 1) последовательность музыкально-поэтических строф, объединенных по принципу "цепной" формы; 2) ряд танцевальных эпизодов, расположение и характер которых определяются традицией проведения заключительного дня праздника.
Ключевые слова и фразы: Гавриил Григорьевич Вдовин, вокально-хореографическая сюита, "Тейтерень пия кудо", "цепная" форма, циклическая форма, "Maiden House of Beer", "chain" form, Gavriil Grigorievich Vdovin, vocal-choreographic suite, cyclical form
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Антонов Ю. Г. Элементы драматического искусства в мордовском календарно-обрядовом фольклоре // Вестник Тамбовского университета. Серия "Гуманитарные науки". 2010. № 5 (85). С. 319-325.
Бояркин Н. И. Мордовское народное музыкальное искусство. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1983. 184 с.
Брыжинский В. С. Мордовская народная драма. История. Проблемы реконструкции. Драматургия. Режиссура. Театр песни. Саранск: Тип. "Крас. Октябрь", 2003. 536 с.
Гулая Т. Н., Кинякина Л. В. Возрождение древних традиций мордвы в современных формах культуры (на примере обрядового праздника "Тейтерень пия кудо") // Манускрипт. 2020. Т. 13. Вып. 4. С. 160-166.
Гулая Т. Н., Кинякина Л. В. Методы фольклоризма в хоровых номерах из вокально-хореографической сюиты Г. Г. Вдовина "Тейтерень пия кудо" // Манускрипт. 2020. Т. 13. Вып. 8. С. 183-190.
Зайцева Е. А. Феномен модального мышления Вдовина // Гавриил Вдовин: постижение мастерства: сб. ст. и материалов. Саранск: Тип. "Крас. Октябрь", 2006. С. 69-81.
Иванова Л. П. Фольклоризм в русской музыке ХХ века: монография. Астрахань: Изд-во АГТУ, 2004. 224 с.
Кинякина Л. В. Хоровая музыка Мордовии: от принципов народного музыкального мышления к методам композиторского фольклоризма: автореф. дисс. … к. иск. Саранск, 2019. 22 с.
Ситникова Н. М. "Интеллектуальная игра" как метод формообразования в струнном квартете № 2 Г. Вдовина // Гавриил Вдовин: постижение мастерства: сб. ст. и материалов. Саранск: Тип. "Крас. Октябрь", 2006. С. 38-46.
Чувашёв М. И. Тейтерень пия кудо - Девичий дом пива у эрзян // Духовное наследие народов Поволжья: живые истоки: антология / сост. М. И. Чувашёв, И. А. Касьянова, А. Д. Шуляев, А. Ю. Малыхин, Т. И. Волкова. Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. С. 13-57.
Шуляев А. Д. Тейтерень пия кудо - Девичий дом пива // Духовное наследие народов Поволжья: живые истоки: антология / сост. М. И. Чувашёв, И. А. Касьянова, А. Д. Шуляев, А. Ю. Малыхин, Т. И. Волкова. Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. С. 10-12.