Общество станковистов: композиционные и сюжетные параллели
Воронович Елена Владимировна
Государственная Третьяковская галерея
Дата поступления рукописи в редакцию: 22.08.2021
Аннотация. Цель исследования - выявление истоков стилистических линий и приемов общности сюжетных мотивов и композиционных решений произведений ряда художников объединения ОСТ. Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе творческого наследия мастеров группы ОСТ, охватывающем, среди прочего, утраченные произведения, обнаруженные по публикациям их репродукций. Автору удается проанализировать общность сюжетных мотивов и композиционных решений в творчестве этих художников, связывая это и с общей установкой на ясность в выборе сюжета, и с взаимовлиянием, игрой и соревнованием на лучшую реализацию того или иного мотива, с попыткой сформировать магистральный стиль. В результате доказано, что мастера Общества станковистов на фоне общего для них стремления к созданию нового фигуративного искусства и отражению современности при всей индивидуальности своего пластического языка придерживались аналогичных композиционных приемов, а также похожих сюжетных мотивов и тематических линий (зачастую новых для отечественного изобразительного искусства).
Ключевые слова и фразы: Общество станковистов (ОСТ), новое фигуративное искусство, отражение современности, общность композиционных приемов, сюжетов и тем, опыт зарубежных поездок, Society of Easel Painters, new figurative art, reflection of modernity, commonality of compositional techniques, plots and themes, experience of foreign travel
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Аранович Д. Современные художественные группировки // Красная новь. 1925. № 6.
Вильямс П., Козлова К., Пименов Ю. Между лаптем и домной // Искусство в массы. 1930. № 4.
Вильямс П., Пименов Ю. Довольно художественного брака // Искусство в массы. 1930. № 10-11.
Воронович Е. В. Автоцитаты в живописи и графике Александра Дейнеки // Художник в современном мире: от профессионального образования - к творчеству: материалы Международной научной конференции. Курск: Мечта, 2019.
Воронович Е. В. Архитектура конструктивизма в советском изобразительном искусстве конца 1920-х - начала 1930-х гг. // eSamizdat. 2020. Vol. 13. URL: http://www.esamizdat.it/ojs/index.php/eS/article/view/88/78
Дейнека А. А. Из моей рабочей практики // Александр Дейнека: в 2-х т. М.: Изобразит. искусство, 1989. Т. 2. Жизнь, искусство, время.
Жердева Р. Истоки спортивной тематики в советском изобразительном искусстве // Искусство. 1983. № 4.
Каменский А. А. Романтический монтаж. М.: Советский художник, 1989.
Костин В. И. ОСТ (Общество станковистов). Л.: Художник РСФСР, 1976.
Кравченко К. С. Вынужденные признания: советские художники на XVIII Международной выставке в Венеции // Искусство. 1933. № 1-2.
Луначарский А. По выставкам // Известия. 1926. 23 мая.
Межеричер Л. Человек и машина на снимке // Советское фото. 1930. № 21.
Печать и революция. 1927. Кн. 4.
Пророков Б. И. О времени и о себе. М.: Изобразит. искусство, 1979.
Рогинская Ф. Лицо ОСТ // Искусство в массы. 1930. № 6.
Советское искусство за 15 лет: материалы и документация / сост. И. Маца, Л. Рейнгардт и Л. Ремпель. М. - Л.: Изогиз, 1933.
Современная архитектура. 1927. № 2.
Яблонская М. Н. Московский художник Федор Антонов. 2021. URL: https://sovjiv.ru/articles/61
Kowaljow A. A. Freier Flug im totalen Raum. Der Mythos des Fliegens in der sowjetischen Kunst der 20er und 30er Jahre // Die Kunst des Fliegens: Malerei, Skulptur, Architektur, Fotografie, Literatur, Film. Hamburg, 1996.