Формирование тембрового облика партии домры в народно-оркестровом репертуаре
Ромашкова Ольга Николаевна, Семишова Анна Михайловна
Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова
Дата поступления рукописи в редакцию: 09.09.2021
Аннотация. Цель исследования – выявление основных этапов формирования тембрового облика партии домры в сочинениях для русского народного оркестра отечественных авторов. Научная новизна исследования заключается в оригинальном подходе к трактовке тембрового облика домровой партии в современной музыке. Впервые в историческом процессе формирования народно-оркестрового репертуара поднимаются вопросы, связанные с тембровыми возможностями домро-вой группы. Приводятся убедительные примеры из музыкальных произведений, подтверждающих, что за 125-летний период существования возрожденной домры этот инструмент завоевал прочные позиции в качестве важнейшего оркестрового голоса в партитурах отечественных авторов. В резуль-тате на примерах из музыкальных произведений выявляется процесс формирования тембрового облика партии домры в условиях развития репертуара для оркестра русских народных инструмен-тов.
Ключевые слова и фразы: домра, партия домры, народно-оркестровое искусство, репертуар для оркестра русских народных инструментов, тембр, domra, domra part, folk-orchestra art, repertoire for the orchestra of Russian folk instruments, timbre
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Волчков Е. А. Концерт для трехструнной домры в творчестве отечественных композиторов: дисс. … к. иск. Ростов н/Д, 2011.
Желтирова А. А. Музыка для русской домры: стадии эволюции и стилевые тенденции: автореф. дисс. … к. иск. Магнитогорск, 2009.
Имханицкий М. И. Новые тенденции в современной музыке для русского народного оркестра: учебное пособие. М.: Изд-во Гос. муз.-пед. ин-та им. Гнесиных, 1981.
Имханицкий М. И. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России. М.: Изд-во Росс. акад. музыки им. Гнесиных, 2008.
Махан В. В. Домра в России: истоки и возрождение: автореф. дисс. … к. иск. Москва, 2017.
Мочалова Е. Н. Мандолинное и домровое исполнительское искусство: пути развития и взаимодействия: автореф. дисс. … к. иск. Ростов н/Д, 2018.
Насонов В. Т. Двадцать пьес, исполняемых Великорусским оркестром В. В. Андреева (балалайки, домры ad libitum), с объяснением вновь принятого строя. СПб.: Циммерман, 1897.
Ромашков А. А. Николай Привалов: Великорусскому оркестру с великой русской душой // Народные инструменты в русской и мировой музыкальной культуре: сб. науч. ст. по материалам III Всерос. науч.-практ. конф. (14 марта 2019 г.) / Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С. В. Рахманинова. Тамбов, 2019.
Скрябина Е. Г. Домровое исполнительское искусство: истоки, становление, тенденции развития: автореф. дисс. … к. иск. Магнитогорск, 2009.
Тарасов Б. О предпосылках формирования состава русского народного оркестра // Русские народные инструменты (история, теория, методика): сб. науч. статей / под ред. Б. А. Тарасова. Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. ун-та, 1993.