Многообразие и полифония текстов в музыкальной культуре эпохи романтизма
Андриевская Галина Петровна
Белгородский государственный институт искусств и культуры
Дата поступления рукописи в редакцию: 23.03.2020
Аннотация. В статье осмысляется феномен музыкального текста, выделяются черты, которые отличают его от произведения. Указываются основные направления деятельности известнейших композиторов романтической эпохи в Западной Европе и в России в XIX - начале XX в. Также в работе проанализировано понятие полифонии текстов, особенности ее проявлений в западноевропейском и русском музыкальном искусстве эпохи романтизма. Цель исследования - описать, что такое категория текста в музыкальной культуре эпохи романтизма. Научная новизна заключается в том, что феномен текста в музыкальной культуре малоизучен, а тематическое многообразие музыкальных творений является "визитной карточкой" периода романтизма. В результате были сформулированы особенности разнообразия музыкальных текстов в культуре эпохи романтизма.
Ключевые слова и фразы: романтизм, музыкальная культура, музыкальный текст, полифония, многообразие, произведение, Romantic period, musical culture, musical text, polyphony, variety, piece of work
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Барт Р. От произведения к тексту [Электронный ресурс]. URL: http://philologos.narod.ru/texts/barthes1.htm (дата обращения: 15.05.2020).
Бетховен Л. Письма 1812-1816 гг. М.: Музыка, 1977. 527 с.
Боткин В. П. Итальянская и германская музыка // Отечественные записки. 1839. Т. 7. № 12. С. 9-10.
Галыгина А. В. Полифонический стиль в западноевропейской и русской музыке // Наука и школа. 2014. № 5. С. 160-166.
Зорилова Л. С. Романтизм в музыкальной культуре Западной Европы // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2014. № 1 (12). С. 52-56.
Иванова О. С. Структура полифонической композиции и ее реализация в художественном тексте // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 36. C. 108-114.
Карпухина О. С. Музыкальный текст как основной модуль понятия "Музыка" // Общество: философия, история, культура. 2011. № 1-2. С. 78-81.
Музыка Австрии и Германии XIX века: учеб. пособие: в 2-х кн. / под общ. ред. Т. Э. Цытович. М.: Музыка, 1975. Кн. 1. 511 с.