Духовность как форма интродиалога в эпоху глобализации: Россия и Китай
Корягина Татьяна Олеговна, Саранин Денис Сергеевич
Забайкальский государственный университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 01.06.2020
Аннотация. Цель исследования - на основе компаративистского анализа российской и китайской научной теории определить близость в понимании духовности, которая является одним из критериев российско-китайского диалога. В статье представлено теоретическое осмысление духовности, которая рассматривается как явление, присущее любому обществу, основанному на традиционных и унифицированных ценностях. Гуманность, имея различную трактовку в национальных теориях, рассматривается как связующее звено, обеспечивающее духовность в культурах двух стран. Научная новизна заключается в рассмотрении духовности с позиции отношений "Я - Другой", а также в сопоставлении культурного кода "духовность" в обеих странах. В результате определено, что духовность в российской теории и практике хотя и связана с религиозностью, однако не является смежным понятием, а в китайской теории строится на идеологических ценностях марксизма-ленинизма и религиозно-философских учениях Древнего Китая.
Ключевые слова и фразы: духовность, культурный код, глобализация, гуманность, Россия, Китай, spirituality, cultural code, globalization, humanism, Russia, China
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Автор и герой: к философским основаниям гуманитарных наук / сост. С. Г. Бочаров. СПб.: Азбука, 2000. C. 95-110.
Бердяев Н. А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства: в 2-х т. М.: Искусство, 1994. Т. 1. С. 37-341.
Бубер М. Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993. 175 с.
Зиновьева А. А. Проблема "Другого" в философии М. М. Бахтина [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/problema-drugogo-v-filosofii-m-m-bahtina (дата обращения: 23.04.2020).
Корягина Т. О. К философской концепции диалога (от М. Бубера к В. С. Библеру) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-filosofskoy-kontseptsii-dialoga-ot-m-bubera-k-v-s-bibleru (дата обращения: 23.04.2020).
Манапова В. Э. Трансформация культурных кодов: от образа к сигналу [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/transformatsiya-kulturnyh-kodov-ot-obraza-k-signalu (дата обращения: 31.05.2020).
Половникова В. М. Я и другой: концепции М. Бубера и Э. Левинаса // Эпистемы - 2: материалы межвуз. семинара: альманах / сост. и общ. ред. Н. В. Бряник. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2001. С. 92-96.
Фомина М. Н., Борисенко О. А. Природа диалога: от диалога культур к политическому диалогу: монография. Чита: ЗабГУ, 2015. 170 с.
Хо Цин. О положении конфуцианского "жэнь" в китайской традиционной культуре / на кит. яз. // Вестник Университета заочного обучения провинции Хубэй. 2009. № 22 (04). С. 66-67.
Чжан Мин, Гао Шуан, Гу Чжэн, Ли Фанчжэнь. Содержание идеи "Пяти добродетелей" конфуцианства с культурной точки зрения и их роль в образовании / на кит. яз. // Гуманитарный университет провинции Шэньси: политическое просвещение в средних школах. 2019. № 24. С. 86-88.
Чэнь Шиши, Ден Минъин. О духовных качествах благородного мужа / на кит. яз. // Хубэйский гуманитарный университет: исследования этики. 2019. № 6. С. 28-35.
Hermans Hubert J. M. Dialogical Self in a Complex World: The Need for Bridging Theories // Europe’s Journal of Psychology. 2015. Vol. 11. P. 1-4.