Термин "музыкальное произношение" - миф или реальность в хоровом исполнительстве: систематический обзор
Казьмина Елена Олеговна, Теринцова Валерия Вадимовна
Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С. В. Рахманинова
Дата поступления рукописи в редакцию: 18.05.2020
Аннотация. Цель данного систематического обзора - дополнить теорию произношения в хоровом исполнительстве формулировкой и конкретизацией понятия "музыкальное произношение". В центре внимания авторов - понятийный аспект основных научно-методических трудов крупнейших хоровых дирижёров П. Г. Чеснокова, Г. А. Дмитревского, А. А. Егорова и др., связанный с толкованием дефиниций "дикция", "артикуляция", коррелирующих с понятием "произношение". Научная новизна исследования заключается в том, что впервые предпринят развёрнутый анализ терминологической составляющей хороведческих трудов. В результате стало возможным сформулировать понятие "музыкальное произношение" применительно к исполнению хорового произведения.
Ключевые слова и фразы: музыкальное произношение, дикция, артикуляция, труды по хороведению, систематический обзор, musical pronunciation, diction, articulation, choral studies, systematic review
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс: в 2-х кн. / ред., вступ. ст. и коммент. Е. М. Орловой. Л.: Музгиз, 1963. Кн. 1-2. 378 с.
Баренбойм Л. А. Артикуляция // Музыкальная энциклопедия: в 6-ти т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1973. Т. 1. Стб. 229-230.
Безбородько О. А. Музыкальное произношение и артикуляция как композиторские средства выразительности [Электронный ресурс]. URL: https://visnik.org/pdf/v2012-15-25-bezborodko.pdf (дата обращения: 12.06.2020).
Браудо И. А. Артикуляция (о произношении мелодии) / под ред. Х. С. Кушнарева. Л.: Музгиз, 1961. 198 с.
Булатова Л. Б. Стилевые черты артикуляции в фортепианной музыке XVIII - первой половины XIX века: учеб. пособие для фп. фак. муз. вузов. М.: Музыка, 1991. 123 с.
Виноградов К. П. Работа над дикцией в хоре. М.: Музыка, 1967. 102 с.
Дмитревский Г. А. Хороведение и управление хором: элементарный курс. Изд-е 2-е. М.: Музгиз, 1957. 106 с.
Докшицер Т. А. Путь к творчеству. М.: Муравей, 1999. 212 с.
Егоров А. А. Теория и практика работы с хором. М.: Музгиз, 1951. 239 с.
Егоров Б. М. К вопросу о систематизации баянных штрихов // Баян и баянисты: сб. метод. мат-лов. М.: Совет. композитор, 1984. Вып. 6. С. 104-128.
Живов В. Л. Исполнительский анализ хорового произведения. М.: Музыка, 1987. 95 с.
Живов В. Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2003. 272 с.
Имханицкий М. И. Новое об артикуляции и штрихах в музыкальном интонировании: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: РАМ им. Гнесиных, 2018. 232 с.
Кислицын Н. А. Произношение, артикуляция, штрих - метаморфозы понятий в науке и музыкальной практике // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 35. С. 182-186.
Краснощеков В. И. Вопросы хороведения: учеб. пособие для дир.-хор. фак. консерваторий. М.: Музыка, 1969. 299 с.
Кузнецов Ю. М. Практическое хороведение. М.: Спутник+, 2009. 361 с.
Левандо П. П. Проблемы хороведения. Л.: Музыка, 1974. 282 с.
Максимов В. А. Баян. Основы исполнительства и педагогики. Психомоторная теория артикуляции на баяне. СПб.: Композитор, 2004. 255 с.
Пушечников И. Ф. Значение артикуляции на гобое // Методика обучения игре на духовых инструментах: очерки. М.: Музыка, 1971. Вып. 3. С. 62-91.
Репчанская Т. А. Штрих // Музыкальная энциклопедия: в 6-ти т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Совет. энциклопедия, 1982. Т. 6. Стб. 431-432.
Риман Г. Произношение [Электронный ресурс] // Риман Г. Музыкальный словарь. URL: http://enc.biblioclub.ru/ Termin/73835_Proiznoshenie (дата обращения: 12.06.2020).
Садовников В. И. Орфоэпия в пении: учеб. пособие. М.: Музгиз, 1958. 78 с.
Самарин В. А. Хороведение и хоровая аранжировка: учеб. пособие для студ. муз.-пед. фак. высш. пед. учеб. заведений. М.: Academia, 2002. 351 с.
Самарин В. А. Хороведение: учеб. пособие для студ. муз. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. Изд-е 2-е, стереотип. М.: Academia, 2000. 208 с.
Сокол А. В. Теория музыкальной артикуляции / ред. Ю. Е. Семенов. Одесса: ОКФА, 1995. 208 с.
Соколов Вл. Г. Работа с хором: учеб. пособие для муз. учеб. заведений. М.: Музыка, 1967. 228 с.
Степанов Б. А. Основные принципы практического применения смычковых штрихов. М.: Музгиз, 1960. 110 с.
Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором: учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2002. 176 с.
Титов Е. С. Теоретические основы музыкальной артикуляции: дисс. … к. иск. Ростов-на-Дону, 2002. 219 с.
Черныш Э. Э. Вопросы теории музыкальной артикуляции: от традиций XVIII в. к актуальным проблемам терминологии // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2010. Т. 2. Филология и искусствоведение. № 3 (2). С. 176-182.
Чесноков П. Г. Хор и управление им: пособие для хоровых дирижёров / ред. и прим. С. В. Попова. Изд-е 2-е. М.: Музгиз, 1952. 224 с.