Музыкально-символическая модель оперы Кароля Шимановского "Король Рогер"
Садуова Алия Талгатовна, Карпова Елена Константиновна
Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова
Дата поступления рукописи в редакцию: 30.03.2020
Аннотация. Цель исследования - дешифровать музыкально-символическую модель оперы Кароля Шимановского "Король Рогер", рассматривая её с позиций теории авторского мифа, и проследить тем самым становление идеи произведения. Научная новизна заключается в выявлении комплекса музыкальных тем-символов, раскрывающих состояние внутреннего мира героя и обозначающих этапы преображения человека на пути обретения духовной гармонии. Полученные результаты показывают, что, опираясь на мифологемы и символы, принадлежащие традициям разных эпох, народов, композитор творит собственный миф, где множество примет далёких времён образуют новое художественное пространство. Не устанавливая национальных и временных границ, Шимановский выстраивает собственную картину мира.
Ключевые слова и фразы: польская музыка, Кароль Шимановский, опера "Король Рогер", авторский миф, музыкальная драма, музыкальные темы-символы, Polish music, Karol Szymanowski, opera "King Roger", author’s myth, musical drama, musical themes-symbols
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Бэлза И. Ф. Кароль Шимановский, его роль и значение в развитии польской музыкальной культуры // Кароль Шимановский. Воспоминания. Статьи. Публикации / ред., сост. И. Никольской, Ю. Крейниной; пер. Д. Ухова. М.: Советский композитор, 1984. С. 8-23.
Волынский Э. И. Кароль Шимановский (1882-1937): краткий очерк жизни и творчества. Л.: Музыка, 1974. 88 с.
Котлер Н. Импрессионистские черты стиля Кароля Шимановского // Проблемы музыкальной науки: сб. ст. / ред. Г. А. Орлов, М. А. Тараканов, Ю. Н. Тюлин и др. М.: Советский композитор, 1973. Вып. 2. С. 265-300.
Лотман Ю. М., Минц З. Г. Литература и мифология // Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. СПб.: Искусство-СПб, 2002. С. 727-743.
Мачеевска Е. С. Балет К. Шимановского "Харнаси" как воплощение гуральского мифа // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. 2017. № 4 (51). С. 47-59.
Мачеевска Е. С. Гуральский фольклор в музыке польских композиторов XX века: на материале творчества Кароля Шимановского и Войцеха Киляра: автореф. дисс. … к. иск. СПб., 2019. 17 с.
Никольская И. И. Творческий путь Кароля Шимановского // Кароль Шимановский. Воспоминания. Статьи. Публикации / ред., сост. И. Никольской, Ю. Крейниной; пер. Д. Ухова. М.: Советский композитор, 1984. С. 151-167.
Никольская И. И. Шимановский и его окружение // Кароль Шимановский. Воспоминания. Статьи. Публикации / ред., сост. И. Никольской, Ю. Крейниной; пер. Д. Ухова. М.: Советский композитор, 1984. С. 35-148.
Родионова И. Я. Мифологические аспекты оперы К. Шимановского "Король Рогер" // Музыкальный театр XIX-XX веков: вопросы эволюции. Искусство на рубеже веков: сб. науч. тр. Ростов-на-Дону: Гефест, 1999. С. 180-197.
Садуова А. Т., Карпова Е. К. Опера К. Шимановского "Король Рогер": к вопросу создания авторского мифа. Уфа: УГАИ имени З. Исмагилова, 2014. 132 с.
Сердюк А. В. "Рогер" Шимановского - вариация на "вечные" темы // Музыкальная академия. 1997. № 2. С. 74-77.
Сердюк О. В. Музична драма "Король Рогер" К. Шимановського в контексті духовних пошуків епохи: автореф. дисс. … к. мистецтвознавства. К., 1995. 29 с.
Хылиньская Т. Шимановский и художественные искания "Молодой Польши" // Кароль Шимановский. Воспоминания. Статьи. Публикации / ред., сост. И. Никольской, Ю. Крейниной; пер. Д. Ухова. М.: Советский композитор, 1984. С. 167-175.
Chyli?ska T. Karol Szymanowski i jego epoka: 3 tomy. Krak?w: Musica Iagellonica, 2008. Т. 1. 554 s.; Т. 2. 780 s.; Т. 3. 206 s.
Chyli?ska T. Szymanowski. Krak?w: Polskie Wydawnictio Muzyczne, 1973. 228 s.
Szymanowski K. Kr?l Roger (Pasterz) = K?nig Roger (Der Hirt): opera w trzech aktach: partycya fortepianowa ze ?piewem / s?owa J. Iwaszkiewicza, K. Szymanowskiego. Wien - N. Y.: Universal-Edition, 1925. 207 s.