Таджикский оркестровый этноинструментализм в контексте культурной диффузии
Давлатзода Баходур Давлат
Таджикская национальная консерватория имени Т. Сатторова
Дата поступления рукописи в редакцию: 01.12.2019
Аннотация. В статье затрагивается одна из малоисследованных тем современного музыкознания - таджикский ансамблево-оркестровый этноинструментализм. Избранный метод анализа с позиций культурной диффузии позволил из конгломерата национальных культур и субкультур выделить характерные особенности функционирования таджикского фоноинструментария. Главное направление статьи - уникальность освоения письменного академизма таджикской фоносферой. Делается вывод, что основная политика организаторов первых таджикских инструментальных коллективов - микст академического многоголосия и традиционной монодии без доминирования одной культуры над другой.
Ключевые слова и фразы: таджикский фоноинструментарий, культурная диффузия, академическая национальная музыка, монодия, усуль, таджикская традиция ансамблево-оркестрового музицирования, Tajik folk instruments, cultural diffusion, academic national music, monody, usul, Tajik tradition of ensemble and orchestral playing
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Азизи Ф. А. Маком и фалак как явления профессионального традиционного музыкального творчества таджиков. Душанбе: Адиб, 2009. 398 с.
Азизи Ф. А. Феномен Шашмакома в начале XXI века // Очерки истории и теории культуры таджикского народа / отв. ред. А. Раджабов. Душанбе: Контраст, 2006. С. 437-451.
Архив оркестра народных инструментов им. А. Хамдамова.
Галицкая С. П., Плахова А. Ю. Монодия: проблемы теории. М.: Academia, 2013. 320 с.
Королёв О. К. Восточная ритмика и ударные инструменты [Электронный ресурс]. URL: http://www.korolevok.ru/ index.php (дата обращения: 08.11.2019).
Лев Гумилев, Таджикистан и… Сталин [Электронный ресурс]. URL: https://dandorfman.livejournal.com/262122.html (дата обращения: 11.11.2019).
Мациевский И. В. К проблеме определения понятия "народные музыкальные инструменты" // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2015. Т. 207. С. 23-30.
Рахимов Р. Г. Фактура башкирской инструментальной монодии. Фольклорное исследование. Уфа: Узорица, 2001. 130 с.
Рустамов Д. А. Профессиональная традиционная песенно-музыкальная культура населения Северного Таджикистана на рубеже XX-XXI вв.: автореф. дисс. … к.и.н. Худжанд, 2012. 24 с.
Семиотика музыки [Электронный ресурс]. URL: http://blogs.it-claim.ru/irinadanshina/2011/05/12/semiotika-muzyiki/ (дата обращения: 09.11.2019).
Средняя Азия [Электронный ресурс]. URL: https://gufo.me/dict/geographical_names/Средняя_Азия (дата обращения: 21.11.2019).
Ульмасов Ф. А. Унисонное музицирование в системе восточной монодии // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2016. № 3 (47). С. 102-108.
Фахриев Ш. Школа для дойры. Душанбе: Ирфон, 1984. 96 с.
Хабибов Б. Джилва карди. Для двух рубабов, дутара и оркестра народных инструментов / обр. и инстр. С. Хамроева. Партитура для Таджикского оркестра народных инструментов. 1980: рукопись.
Центральный государственный архив Республики Таджикистан. Ф. 385. Оп. 1.