Эмансипация ужаса как феномен современной философской культуры
Северцев Владислав Викторович
Дата поступления рукописи в редакцию: 10.10.2018
Аннотация. В статье рассматривается феномен эмансипации ужаса, который стал возможным благодаря автономизации безобразного. Этот процесс происходит в рамках фундаментального антропологического поворота, которым отмечены современные философия и культура. Показано, что в современной культуре ужас приобрел вездесущий характер, став значимой частью реальности. В этом контексте обнаруживается новая оппозиция - смысл/ужас, - которая пришла на смену прежней оппозиции: страх/ужас. Это, с одной стороны, объясняет ситуацию смыслового вакуума современности, а с другой - большой интерес к жанру хоррор, который выступил в качестве производителя новых смыслов для массового общества.
Ключевые слова и фразы: ужас, абсурд, фильмы ужасов, безобразное, трагедия, смысл, эстетика, антропологический поворот, horror, absurdity, horror films, the ugly, tragedy, meaning, aesthetics, anthropological turn
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Бердяев Н. А. Опыт парадоксальной этики. М. - Х.: АСТ; Фолио, 2003. 701 с.
Бодлер Ш. Мое обнаженное сердце: статьи, эссе. СПб.: Лимбус Пресс; Издательство К. Тублина, 2014. 528 с.
Больнов О. Ф. Философия экзистенциализма. СПб.: Лань, 1999. 224 с.
Гришин А. А. Эстетизация ужаса в современной медийной культуре // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 6 (56). Ч. 1. C. 46-48.
Гуревич П. С. Исчезла ли сущность человека? // Спектр антропологических учений / отв. ред. П. С. Гуревич. М.: ИФ РАН, 2013. Вып. 5. С. 6-24.
Делез Ж., Гваттари Ф. Кафка: за малую литературу. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015. 112 с.
История уродства / под ред. У. Эко. М.: Слово/Slovo, 2007. 456 с.
Кантор В. К. Ужас вместо трагедии (творчество Франца Кафки) // Вопросы философии. 2005. № 12. С. 65-77.
Кафка Ф. Дневники. СПб. - М.: Пальмира; Книга по требованию, 2017. 637 с.
Комм Д. Е. Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма ужасов. СПб.: БХВ-Петербург, 2012. 224 с.
Ницше Ф. Рождение трагедии. М.: Ad Marginem, 2001. 736 с.
Свендсен Л. Философия страха. М.: Прогресс-Традиция, 2010. 288 с.
Секацкий А., Орлов Д., Иванов Н., Горичева Т. Ужас реального. СПб.: Алетейя, 2003. 286 с.
Слотердайк П., Хайнрис Г.-Ю. Солнце и смерть: диалогические исследования. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2015. 608 с.
Финк Е. Основные феномены человеческого бытия. М.: Канон+; РООИ "Реабилитация", 2017. 432 с.
Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Академический Проект, 2011. 460 с.
Хвостов А. А. Феномен ужаса глазами разных поколений // Социальная политика и социология. 2009. № 2. С. 324-331.
Шкепу М. А. Эстетика безобразного Карла Розенкранца. К.: Феникс, 2010. 448 с.