ВЕРБАЛЬНЫЙ И МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТЫ ОПЕРНЫХ ХОРОВ П. И. ЧАЙКОВСКОГО ВО ВЗАИМОСВЯЗИ (НА ПРИМЕРЕ ХОРА ДЕВУШЕК ИЗ ОПЕРЫ "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН")
Казьмина Елена Олеговна, Зимнухова Татьяна Евгеньевна
Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С. В. Рахманинова
Дата поступления рукописи в редакцию: 20.05.2019
Аннотация. В статье рассматривается проблема "слово и музыка" на примере анализа хора "Девицы, красавицы" из оперы "Евгений Онегин" П. И. Чайковского. Предлагаемый междисциплинарный (лингвистика и музыкознание) подход к методу анализа может помочь исполнителям расширить смысловое поле интерпретационного процесса. Основное внимание авторов исследования сосредоточено на языковых средствах композитора во взаимосвязи с жанрово-лексическими и структурными особенностями пушкинского текста, что в предложенном объёме сделано впервые. В то время как вербальный компонент хора "Девицы, красавицы" является стилизацией под народную песню, музыкальный связан с выражением семантики слова поэта и в жанровом отношении напоминает романсную лирику П. И. Чайковского.
Ключевые слова и фразы: П. И. Чайковский, А. С. Пушкин, опера "Евгений Онегин", музыкальная семантика, "слово и музыка", хор "Девицы, красавицы", P. I. Tchaikovsky, A. S. Pushkin, opera "Eugene Onegin", musical semantics, "word and music", "Maiden Choir"
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Алексеева М. В. Музыка и слово: проблема синтеза в эстетической теории и художественной практике: автореф. дисс. … к. филос. н. М., 2010. 26 с.
Асафьев Б. В. О музыке Чайковского. М.: Музыка, 1972. 374 с.
Асафьев Б. В. Русская поэзия в русской музыке. Пб.: Госиздат, 1921. 123 с.
Вайдман П. Е. Литературное творчество П. И. Чайковского [Электронный ресурс]. URL: http://www.tchaikov.ru/ liter.html (дата обращения: 30.03.2019).
Васина-Гроссман В. А. Музыка и поэтическое слово: в 3-х ч. М.: Музыка, 1978. Ч. 2-3. Интонация. Композиция. 368 с.
Васина-Гроссман В. А. Русский классический романс XIX века. М.: Академия наук СССР, 1956. 352 с.
Владыкина-Бачинская Н. М. Музыкальный стиль русских хороводных песен. М.: Музыка, 1976. 159 с.
Домбаев Г. С. Творчество Петра Ильича Чайковского в материалах и документах / под ред. Г. Бернандта. М.: Музгиз, 1958. 636 с.
Красинская Л. Э. Оперная мелодика П. И. Чайковского: к вопросу о взаимодействии мелодии и речевой интонации: исследование. Л.: Музыка, 1986. 246 с.
Лазутин С. Г. Поэтика русского фольклора: учеб. пособие для вузов. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Высш. шк., 1989. 208 с.
Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения / сост. текстов и общ. вступ. ст. В. П. Шестакова. М.: Музыка, 1966. 574 с.
Орлова Е. М. Романсы Чайковского. М. - Л.: Музгиз, 1948. 164 с.
Ручьевская Е. А. Слово и музыка. Л.: Музгиз, 1960. 56 с.
Симакова Н. А. Слово и музыка // Симакова Н. А. Под знаком Стрельца (статьи, очерки, мысли о событиях и людях). Изд-е 3-е. М., 2018. С. 17-26.
Слово и музыка: памяти А. В. Михайлова: материалы науч. конференций. М.: Московская государственная консерватория, 2002. Сб. 36. 358 с.
Стародубцев В. В. Музыка и слово // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2009. № 3. С. 93-97.
Чайковский П. И. "Евгений Онегин": лирические сцены в 3-х действиях: переложение для пения с фортепьяно. М.: Музгиз, 1959. 295 с.
Чайковский П. И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. М.: Музыка, 1974. Т. XIV. Письма. 717 с.
Щуров В. М. Жанры русского музыкального фольклора: в 2-х ч. М.: Музыка, 2007. Ч. 1. 401 с.
Ярустовский Б. М. Оперная драматургия Чайковского. М. - Л.: Музгиз, 1947. 244 с.