Маковецкая Мария Владимировна
Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)
Дата поступления рукописи в редакцию: 31.03.2019
Аннотация. Целью данной статьи является установление дискурсивных различий в применении понятия музыкального пространства. Первая часть исследования посвящена истории понятия пространства, вторая часть - специфике дискурсов о музыкальном пространстве. Роль понятия пространства в музыкальной эстетике раскрывается на двух уровнях. На более общем уровне мы отмечаем необходимость символического пространственного представления длительности для функционирования памяти. На частном уровне раскрытие специфики музыкального смысла приводит нас к открытию пространственной схематизации, обуславливающей процесс музыкального восприятия. Категория пространства также оказывается необходима для описания процесса считывания "музыкального кода".
Ключевые слова и фразы: эстетика, онтология искусства, философия музыки, музыкальное пространство, музыкальное восприятие, aesthetics, ontology of art, philosophy of music, musical space, musical perception
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Аристотель. Собрание сочинений: в 4-х т. М.: Мысль, 1981. Т. 3. 550 с.
Бергсон А. Собрание сочинений: в 4-х т. М.: Московский клуб, 1992. Т. 1. Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память. 336 с.
Гайденко П. П. История греческой философии в ее связи с наукой. М. - СПб.: ПЕР СЭ; Университетская книга, 2000. 319 с.
Декарт Р. Сочинения: в 2-х т. М.: Мысль, 1994. Т. 2. 640 с.
Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. 591 с.
Ньютон И. Математические начала натуральной философии. М.: Наука, 1989. 688 с.
Орлов Г. Древо музыки. СПб.: Композитор, 2005. 440 с.
Платон. Тимей // Платон. Собрание сочинений: в 4-х т. М.: Мысль, 1994. Т. 3. С. 421-500.
Прокл Диадох. Комментарий к "Тимею". Книга I / пер. С. В. Месяц. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2012. 376 с.
Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993. 321 с.