ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ АЛЕКСЕЯ НАСЕДКИНА В РУСЛЕ МОСКОВСКОЙ ФОРТЕПИАННОЙ ШКОЛЫ
Тверитина Елена Владимировна
Магнитогорская государственная консерватория имени М. И. Глинки
Дата поступления рукописи в редакцию: 15.01.2019
Аннотация. В статье рассматриваются педагогические принципы одного из ведущих профессоров Московской государственной консерватории - Алексея Наседкина. На основе воспоминаний и свидетельств учеников, а также графологической экспертизы почерка и уникальных документов Архива Московской консерватории частично воссоздана манера преподавания Наседкина, неразрывно связанная с его человеческими качествами и исполнительским обликом. Анализ основных педагогических взглядов музыканта выявляет их тесную взаимосвязь с московской пианистической традицией в лице коллег-предшественников - А. Гольденвейзера, К. Игумнова, Г. Нейгауза, С. Фейнберга.
Ключевые слова и фразы: Алексей Наседкин, пианист-педагог, московская фортепианная школа, педагогическая манера, репертуар, работа над звуком, Alexei Nasedkin, pianist-teacher, Moscow piano school, pedagogical manner, repertoire, work on sound
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Доренский С. Л. Статьи. Интервью / сост. Р. Р. Шайхутдинов; МГК им. П. И. Чайковского; МГК им. М. И. Глинки. Уфа, 2000. 56 с.
Ивкова Т. Графологический анализ почерка Алексея Наседкина: рукопись. Екатеринбург, 2018. 5 с.
К 70-летию А. А. Наседкина // Музыка и время. 2013. № 6. С. 13-15.
Концертный зал. Радиопередача (радио "Орфей") от 23.12.2014 г. [Электронный ресурс]. URL: https://cloud.mail.ru/ public/38f190577b49/Nasedkin_Radio_Orfei.rar (дата обращения: 21.08.2018).
Личное дело Наседкина А. А. // Архив МГК им. П. И. Чайковского. Ф. 2. Оп. 24.
Мастер-класс профессора А. А. Наседкина. 1999 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v= IIquaQwZEqk (дата обращения: 12.08.2018).
Меркулов А. М. К вопросу о стилевой специфике отечественной пианистической школы // Фортепианная культура России: история и современность: музыкальные эпохи и стили: эстетика, поэтика, исполнительская интерпретация: сб. статей и материалов / науч. рук. проекта В. П. Чинаев, отв. ред. С. В. Грохотов. М.: Московская консерватория, 2016. С. 112-132.
Музыкальные дома Москвы (Дом-музей А. Скрябина. Телепередача) [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube. com/watch?v=11X--hxVX8E&feature=youtu.be (дата обращения: 15.02.2018).
Перерва Е. И. Творческая деятельность С. Л. Доренского и традиции русской исполнительской школы: дисс. … к. искусствоведения. М., 2015. 218 с.
Семецкий А. А. Культурная традиция Московской консерватории: национальное как мировое (на материале истории исполнительских школ): дисс. … к. искусствоведения. М., 1997. 170 с.
Сухаревич Н. А. Об исполнительских и педагогических принципах А. А. Наседкина. М.: Типография ООО "Кранкэс", 2008. 92 с.
Тверитина Е. В. Алексей Наседкин. Лики мастера // Музыкальная академия. 2018. № 4. С. 247-251.
Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: пособие для учащихся муз. отделений педвузов и консерваторий. М.: Интерпракс, 1994. 384 с.