РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ЯВЛЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ XIX ВЕКА
Моисеенко Евгений Евгеньевич
Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации (филиал) в г. Владивостоке
Дата поступления рукописи в редакцию: 23.11.2018
Аннотация. В данной статье рассматривается феномен религиозной философии в контексте становления духовно-академической философии в России в XIX - начале XX в. Указывается на важность определения философских истоков православной интеллектуальной традиции, что сочетается с признанием сильной теологической компоненты в развитии духовно-академического теизма. Даётся обоснование точки зрения о принадлежности духовно-академической философии к традиции европейского философского теизма с учётом конфессиональных особенностей православной метафизики XIX в. Представлено влияние философской школы духовных академий на русскую интеллектуальную среду второй половины XIX в., в которой благодаря православному теизму вызревал университетский философский идеализм.
Ключевые слова и фразы: предметная детерминация, православный теизм, духовно-академическая философия, религиозная философия, персоналистическая метафизика, философско-теологический рационализм, нравственная философия, консерватизм, социально-политический проект, subject determination, Orthodox theism, spiritual-academic philosophy, religious philosophy, personal metaphysics, philosophical and theological rationalism, moral philosophy, conservatism, socio-political project
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Бриллиантов А. И. Иоанн Скот Эриугена и его отношение к богословию восточному и западному // Христианское чтение. 1898. № 7. С. 44-62.
Введенский А. И. О современных задачах воспитанников Духовных академий в области философии // Богословский вестник. 1895. № 10. С. 75-91.
Векслер Е. И. Религиозная философия Ф. Ф. Сидонского: опыт реконструкции. Уссурийск: УГПИ, 2007. 178 с.
Голубев В. Н. Мир как процесс, имеющий начало // Вера и церковь. 1903. № 1. С. 51-72.
Каменский З. А. История философии как наука. М.: Институт философии РАН, 1992. 123 с.
Лукьянов С. М. О Вл. С. Соловьёве в его молодые годы. Материалы к биографии: в 3-х кн. М.: Книга, 1990. Кн. 1. 442 с.
Панибратцев А. В. Просвещение разума. Становление академической науки в России. СПб.: РХГИ, 2002. 624 с.
Пишун С. В. Православная персонология и духовно-академическая философия XIX века. М.: Прометей, 1996. 431 с.
Пишун С. В. Православное философское мировоззрение 60-70-х гг. XIX в.: критика социалистической идеологии // Русская религиозная философия в историческом, теоретическом и социальном измерениях: материалы международной науч.-практ. конф. (г. Владивосток, 21-22 декабря 2006 г.). Владивосток: ДВГУ, 2006. С. 202-208.
Пишун С. В. Психо-гносеологическая концепция эмпириокритицизма и её критика в православном духовно-академическом теизме начала ХХ в. // Религиоведение. 2009. № 1. С. 121-129.
Татарский И. А. Сущность и происхождение философии Иоанна Скота Эриугены // Вера и разум. 1885. Отд. филос. № 17. С. 221-238.
Шпет Г. Г. Философское наследство П. Д. Юркевича // Юркевич П. Д. Сочинения. М.: Правда, 1990. С. 578-638.