ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЛЕКСНОГО МЕТОДА АНАЛИЗА МОНГОЛЬСКОЙ ЖИВОПИСИ СТИЛЯ МОНГОЛ ЗУРАГ (НА ПРИМЕРЕ КАРТИН Б. ШАРАВА)
Иккерт Татьяна Валерьевна
Алтайский государственный институт культуры
Дата поступления рукописи в редакцию: 09.09.2019
Аннотация. В статье обосновывается комплексный методологический подход в интерпретации произведений живописи монгольского художника Б. Шарава. Он сочетает ключевые положения концепции культурных констант и опыта иконологического анализа. Данный подход позволяет вскрывать более глубокие семантические слои произведения, связанные с культурными универсалиями Монголии, а именно "орнаментом", и выявлять композиционную целостность многофигурных и многосюжетных картин, выполненных в самобытном живописном стиле - монгол-зураг, используя монгольский орнамент в качестве исходного иконологического образа.
Ключевые слова и фразы: монгольское искусство, монгол зураг, творчество Б. Шарава, культурные константы, орнамент, иконологический подход, Mongolian art, Mongol Zurag, B. Sharav’s creative work, cultural constants, ornament, iconological approach
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Батчулуун Л. Марзан Шаравын туурвилз?й. Улаанбаатар: Марзан Шаравын Урлагийн Академи, 2009. 340 с.
Баярт?р Б. Д?рслэх урлаг судлал шинжлэл. Улаанбаатар: "Бэмби сан" ХХК, 2014. 414 с.
Белокурова С. М. Семантика монгольского традиционного орнамента в контексте арга билиг // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 5 (24). С. 232-234.
Болд Б. Монгол ардын хээ угалз. Улаанбаатар: Адмон, 2012. 240 с.
Варбург А. Великое переселение образов. Исследование по истории и психологии возрождения античности. СПб.: Азбука-классика, 2008. 384 с.
Гантулга Д. Монголчууд ?лэмж ерт?нцийн орон зайд. Улаанбаатар: "Голден легион" ХХК, 2017. 174 с.
Гекман Л. П., Цэдэв Н., Шишин М. Ю. Константы культуры в трансграничной области на Алтае: подходы и методы их обнаружения // Мир науки, культуры, образования. 2008. № 5. С. 160-161.
Дамдинс?рэн Д. Зураач Марзан Шарав // Уран сайханчдад тусламж. 1953. № 3. С. 23-27.
Зедльмайр Г. Искусство и истина: теория и метод истории искусства. СПб.: Axioma, 2000. 272 с.
Константы культуры России и Монголии: очерки истории и теории / под общ. ред. М. Ю. Шишина, Е. В. Макаровой. Барнаул: Алтайский дом печати, 2010. 313 с.
Ломакина И. И. Изобразительное искусство социалистической Монголии. Улан-Батор: Гос. издательство МНР, 1970. 146 с.
Майдар Д. Монголын т??х соёлын дурсгалт з?йлс. М.: Прогресс, 1982. 176 с.
Манибадар Д. Монгол ?ндэсний хээ угалз. Улаанбаатар: Анхны хэвлэл, 2012. 146 с.
Нямбуу Х. Халхын зарим нутгийн хээ угалзын з?йл. Улаанбаатар: ШУА-ын хэвлэл, 1968. 128 с.
Панофский Э. Перспектива как символическая форма. Готическая архитектура и схоластика. СПб.: Азбука-классика, 2004. 336 с.
Ринчен Б. Монголын хээ угалз // Х?д?лм?р. 1971. № 51. С. 4-7.
Сономцэрэн Л. Б. Шарав. Улаанбаатар: Монголын урчуудын эвлэлийн хэвлэл чимэглэлийн уйлдвэр, 1969. 22 с.
Учение арга билиг как ось монгольской культуры: монография / под общ. ред. М. Ю. Шишина. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2013. 181 с.
Цултэм Н. Монголын гоёл чимэглэлийн урлаг. Улаанбаатар: Гос. издательство МНР, 1987. 198 с.
Цултэм Н. Монгольская национальная живопись "Монгол Зураг". Улан-Батор: Гос. издательство, 1986. 192 с.
Чутчева К. А. Изобразительное искусство Монголии XX века в контексте влияния русской художественной школы: дисс. … к. искусствоведения. Барнаул, 2006. 297 с.
Шишин М. Ю. Проблемы интерпретации произведения искусства: философские ракурсы рассмотрения // Вестник алтайской науки. 2013. № 2: в 2-х ч. Ч. 2. С. 105-112.
Эрдэнэцог Ц. Развитие национальной живописи Монголии в первой четверти ХХ века // Studia culturae. 2013. № 18. С. 222-231.