СОНАТНО-ЦИКЛИЧЕСКАЯ ФОРМА И СПЕЦИФИКА ЕЕ ТРАКТОВКИ В ПЕРВОМ ФОРТЕПИАННОМ КОНЦЕРТЕ Ф. ЛИСТА
Генебарт Ольга Васильевна
Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С. В. Рахманинова
Дата поступления рукописи в редакцию: 08.09.2019
Аннотация. В статье аккумулируются и уточняются основные положения теории сонатно-циклической формы. Основная её часть посвящена аналитическому исследованию текста Первого концерта Ф. Листа как композиционной модели сонатно-циклической формы в фортепианном концерте, к которой в дальнейшем обращаются отечественные и зарубежные композиторы XIX-XX веков. Рассматривается композиционное строение частей и целого, выявляются компоненты, отражающие инвариантные черты сонатной формы, признаки сонатно-симфонического цикла, выделены средства индивидуализации авторского решения композиции и драматургии.
Ключевые слова и фразы: сонатно-циклическая форма, синтез, инвариант, жанровая трансформация, монотематизм, принцип цепляемости, эпизод, тональность, sonata cyclic form, synthesis, invariant, genre transformation, mono-thematicity, chain principle, episode, tonality
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Асафьев Б. В. О симфонической и камерной музыке. Л.: Музыка, 1981. 217 с.
Бобровский В. П. Функциональные основы музыкальной формы. М.: Музыка, 1978. 332 с.
Долинская Е. Б. Фортепианный концерт в русской музыке ХХ столетия. М.: Композитор, 2006. 559 с.
Задерацкий В. В. Музыкальная форма: в 2-х вып. М.: Музыка, 2008. Вып. 2. 528 с.
Кюрегян Т. С. Форма в музыке XVII-XX веков. М.: Сфера, 1998. 344 с.
Мазель Л. А. Строение музыкальных произведений. М.: Музыка, 1979. 534 с.
Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. М.: Музыка, 1980. 453 с.
Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений. СПб.: Лань, 2001. 496 с.
Хохлов Ю. Н. Фортепианные концерты Ф. Листа. М.: Музыка, 1960. 84 с.
Цуккерман В. А. Соната си минор Ф. Листа. М.: Музыка, 1984. 111 с.