ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ТИПЫ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ И ПОНИМАНИЯ СВОБОДЫ
Тарасов Олег Владимирович
Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
Дата поступления рукописи в редакцию: 20.09.2019
Аннотация. В работе критикуются односторонние трактовки связи философии и свободы как однозначно прочной (органичной). Для более удовлетворительного решения проблемы соотношения философии и свободы предлагается использовать идею разделенности философии на противоположные - абсолютистский и неабсолютистский - типы, в которых свобода понимается существенно по-разному. Абсолютистское философствование абсолютизирует свободу, отождествляя ее с "подлинной разумностью" (духовностью и т.п.). Неабсолютистское философствование видит в свободе лишь относительную характеристику человеческой жизни, ограниченную другими, столь же относительными, характеристиками (справедливость и т.д.).
Ключевые слова и фразы: разделенность философии, двойственность свободы, абсолютистское философствование, "подлинная" свобода, неабсолютистская (либеральная) философия, относительная свобода, separation of philosophy, dualism of freedom, absolutist philosophy, "true" freedom, non-absolutist (liberal) philosophy, relative freedom
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Аббаньяно Н. Философия и свобода // Аббаньяно Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм и другие работы. СПб.: Алетейя, 1998. С. 19-28.
Берлин И. Два понимания свободы // Берлин И. Философия свободы. Европа / предисл. А. Эткинда. М.: Новое литературное обозрение, 2001. С. 122-185.
Берлин И. Назначение философии // Вопросы философии. 1999. № 5. С. 91-98.
Берлин И. Стремление к идеалу // Берлин И. Философия свободы. Европа / предисл. А. Эткинда. М.: Новое литературное обозрение, 2001. С. 7-25.
Вайсман Ф. Как я понимаю философию // Путь в философию. Антология. М. - СПб.: ПЕР СЭ; Университетская книга, 2001. С. 83-117.
Липский Б. И. Курс философии как урок свободы // Философские науки. 2009. № 8. С. 45-54.
Маритен Ж. Философ во граде // Путь в философию: антология. М. - СПб.: ПЕР СЭ; Университетская книга, 2001. С. 273-279.
Межуев В. М. Кому и зачем нужна сегодня философия? // Философский журнал. 2012. № 2 (9). С. 5-16.
Межуев В. М. Философия как идеология // Философский журнал. 2017. Т. 10. № 4. С. 171-180.
Оглезнев В. В., Брянский С. Н. Исайя Берлин и проблемы определения понятия "свобода" // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2015. № 4 (32). С. 318-325.
Подорога В. А. О чем спрашивают, когда спрашивают "что такое философия" // Философский журнал. 2009. № 1 (2). С. 5-17.
Поппер К. Р. Какой мне видится философия // Путь в философию. Антология. М. - СПб.: ПЕР СЭ; Университетская книга, 2001. С. 123-136.
Поппер К. Р. Открытое общество и его враги: в 2-х т. / пер. с англ., под ред. В. Н. Садовского. М.: Феникс; Международный фонд "Культурная инициатива", 1992. Т. 1. Чары Платона. 448 с.
Поппер К. Р. Открытое общество и его враги: в 2-х т. / пер. с англ., под ред. В. Н. Садовского. М.: Феникс; Международный фонд "Культурная инициатива", 1992. Т. 2. Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. 528 с.
Резник Ю. М. Человек вопрошающий. О назначении философа // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия "Социальные науки". 2014. № 1 (33). С. 147-154.
Тюгашев Е. А. Философия как опыт свободы // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия "Философия". 2012. Т. 10. Вып. 4. С. 46-51.