ЖИВОПИСЬ Б. ШАРАВА В КОНТЕКСТЕ ЕВРАЗИЙСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ
Иккерт Татьяна Валерьевна, Уранчимэг Доржсурэн, Шишин Михаил Юрьевич
Алтайский государственный институт культуры
Монгольский государственный университет культуры и искусств
Алтайский государственный технический университет имени И. И. Ползунова; Российская академия художеств
Дата поступления рукописи в редакцию: 18.07.2019
Аннотация. В статье осуществляется анализ формирования самобытного стиля искусства Монголии "монгол зураг", основоположником которого считается художник Б. Шарав (1869-1939). Впервые предпринимается попытка компаративного анализа с подобного рода художественными стилями и направлениями искусства Евразии. Показано, что этот стиль развивался с учетом традиций буддийского, китайского и корейского искусства, близкие параллели просматриваются с народным лубком, советско-русской и европейской живописью, что проявляется в стремлении к повествовательности, миниатюрности, многосюжетности, условности изображения, выборе схожего композиционного решения - вид с высокой точки, "с птичьего полета".
Ключевые слова и фразы: монгольское искусство, стиль, монгол зураг, творчество Б. Шарава, кросс-культурные взаимодействия в изобразительном искусстве, Mongolian art, style, Mongol zurag, B. Sharav’s creative work, cross-cultural interactions in fine arts
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Бадрал С. Их зураач Б. Шаравын сэтгэлгээний онцлог. Улаанбаатар: Интерпресс Хэвлэлийн Компани, 2000. 38 с.
Батчулуун Л. Марзан Шаравын туурвилз?й. Улаанбаатар: Марзан Шаравын Урлагийн Академи, 2009. 340 с.
Баярт?р Б. Д?рслэх урлаг судлал шинжлэл. Улаанбаатар: "Бэмби сан" ХХК, 2014. 414 с.
Всеобщая история искусств: в 6-ти т. М.: Искусство, 1966. Т. 6. Книга 2. Искусство 20 века. 848 с.
Дамдинс?рэн Д. Зураач Марзан Шарав // Уран сайханчдад тусламж. 1953. № 3. С. 23-27.
Дамдинс?рэн Ц. Зураач Шаравын зарим уран б?тээлийн тухай // Утга зохиол урлаг. 1971. № 21. С. 8-10.
Иккерт Т. В. Искусство монгольского художника Б. Шарава: опыт интерпретации основных работ [Электронный ресурс]. URL: https://readymag.com/u50070366/640659/17/ (дата обращения: 01.07.2019).
Иккерт Т. В. Опыт применения иконологического подхода в интерпретации современной монгольской живописи // Вестник Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова. 2015. № 1-2. С. 84-87.
История Китая (115): Чжан Цзэдуань - известный живописец династии Сун [Электронный ресурс]. URL: https://www.epochtimes.com.ua/ru/china/culture/istoriya-kitaya-115-chzhan-tszeduan-izvestnyy-zhivopisets-dinastii-sun-114159.html (дата обращения: 10.07.2019).
Ломакина И. И. Марзан Шарав. М.: Изобразительное искусство, 1974. 192 с.
Николаева Н. C. О национальной традиции в современной китайской живописи гохуа // Художественные направления в современном зарубежном искусстве: сборник статей. М.: Сов. художник, 1959. С. 5-25.
Сономцэрэн Л. Б. Шарав. Улаанбаатар: Монголын урчуудын эвлэлийн хэвлэл чимэглэлийн уйлдвэр, 1969. 22 с.
Учение арга билиг как ось монгольской культуры: монография / под общ. ред. М. Ю. Шишина. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2013. 181 с.
Цултэм Н. Искусство Монголии с древнейших времен до начала XX века. М.: Изобразительное искусство, 1984. 232 с.
Цултэм Н. Монгольская национальная живопись "Монгол Зураг". Улан-Батор: Гос. издательство, 1986. 192 с.
Шишин М. Ю., Иккерт Т. В. "Колесо сансары" как универсалия и иконологическая парадигма в монгольской культуре // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 36. С. 167-175.
Эрдэнэцог Ц. Развитие национальной живописи Монголии в первой четверти ХХ века // Studia culturae. 2013. № 18. С. 222-231.