СОНАТА-МОНОЛОГ А. ХАЧАТУРЯНА ДЛЯ СКРИПКИ СОЛО. К ВОПРОСУ ЖАНРА И КОНЦЕПЦИИ
Нестеров Сергей Игоревич
Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова
Дата поступления рукописи в редакцию: 19.05.2018
Аннотация. Статья раскрывает многосоставную палитру жанровых модификаций скрипичной миниатюры в контексте поисков композиторов постмодерна второй половины ХХ века. На примере детального анализа Сонаты-монолога для скрипки соло А. И. Хачатуряна, выполненного впервые в музыкознании, прослеживается процесс сомоцитирования, выделяются индивидуально-авторские и контекстно-обобщённые синтезирующие планы неофольклоризма, конструктивной комбинаторики, полистилистики, с помощью которых на уровне микротематизма и концепции целого создаётся философская концепция рефлексии художника в современном мире.
Ключевые слова и фразы: А. И. Хачатурян, сочинения для скрипки соло, метацикл, самоцитаты, интонационно-тематические микрокадры, полифункциональные аккорды, полистилистика, A. I. Khachaturian, compositions for solo violin, meta-cycle, self-quotations, prosodic-thematic micro-frames, multifunctional chords, poly-stylistics
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Калошина Г. Е. Драматургические процессы и проблема цикла в симфониях Гии Канчели // Памяти учителей: Л. Я. Хинчин, А. Н. Сохор: сборник статей. Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 1995. С. 80-95.
Калошина Г. Е. О сонатности высшего порядка и её связях с принципами симфонизации в оперно-ораториальном творчестве А. Онеггера // Черты сонатного формообразования: сборник трудов ГМПИ им. Гнесиных. М.: ГМПИ, 1978. Вып. 34 С. 199-220.
Калошина Г. Е. Особенности симфонизации монументальных вокальных жанров А. Онеггера: автореф. дисс. … к. искусствоведения. Л.: ЛГИТМиК им. Черкасова, 1987. 27 с.
Калошина Г. Е. Парадоксальная монтажность в музыкальном театре и инструментальной музыке Моцарта и Прокофьева // Моцарт - XX век. Ростов н/Д: РГПУ, 1993. С. 53-70.
Калошина Г. Е. Проблема концепции и становление "интонационной фабулы" в поздних симфониях Антона Брукнера // Южно-Российский музыкальный альманах. 2005. № 2. С. 159-168.
Калошина Г. Е. Третья симфония И. Брамса в вузовском курсе истории музыки (к проблеме идейно-художественной концепции) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2010. № 1 (6). С. 46-51.
Нестеров С. И. Драматургические и композиционные особенности миниатюры для скрипки соло последней трети ХХ в. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2. Филология и искусствоведение. 2017. № 1 (192). С. 169-178.
Нестеров С. И. Жанровые взаимодействия в музыке для скрипки соло последней трети ХХ века // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2. Филология и искусствоведение. 2016. № 3 (182). С. 229-235.
Нестеров С. И. Пути развития сонаты для скрипки соло в контексте стилевых, жанровых и исполнительских исканий музыки XX века: дисс. … к. искусствоведения. Ростов-на-Дону, 2009. 227.
Тигранов Г. Г. Арам Ильич Хачатурян. М.: Музыка, 1987. 192 с.