СОВЕТСКИЕ КОМИКСЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ
Пушкин Сергей Алексеевич
Нижегородский государственный технический университет имени Р. Е. Алексеева
Дата поступления рукописи в редакцию: 24.09.2018
Аннотация. Комиксы как симбиоз литературного жанра и изобразительного искусства, дезавуированные советской идеологией, в течение долгого времени не находили официального признания в отечественном научном сообществе. Исследование, однако, позволяет констатировать, что комиксы в СССР не только существовали, но и применялись весьма продуктивно в качестве инструмента воздействия на массовое сознание советских граждан. В статье проводится анализ советских комиксов, определяются основные стратегии их использования в целях воздействия на массовое сознание, предлагаются практические рекомендации по их использованию в современных условиях.
Ключевые слова и фразы: воздействие, комикс, массовая культура, массовое сознание, пропаганда, стратегия, influence, comics, mass culture, mass consciousness, propaganda, strategy
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Акишин А. М., Каменецкий Ю. М., Щедрин Э. П. Георгий Жуков: рисованная книга (комикс). М.: Прогресс, 1991. 96 с.
Алексеев В. Г., Добровольский Е. В., Макарский Ю. И., Алексеев Г. В. 1825-й: заговор: рисованная книга (комикс). М.: Прогресс, 1990. 160 с.
Алиев Р. Т. Дихотомия природного и техногенного в образах героев американских комиксов // Социально-гуманитарный вестник Прикаспия. 2014. № 1 (1). С. 5-9.
Булипова Е. В. Двойной стандарт для супергероя // Дискурс-Пи. 2013. № 11-12. С. 99-104.
Вершинин И. Н. На грани науки и увлечения: комиксология [Электронный ресурс]. URL: https://sciencepop.ru/na-grani-nauki-i-uvlecheniya-komiksologiya/ (дата обращения: 18.07.2018).
Веселые картинки. М.: Молодая гвардия, 1966. № 9. 25 с.
Веселые картинки. М.: Молодая гвардия, 1967. № 8. 25 с.
Голенпольский Т. Г., Шестаков В. П. "Американская мечта" и американская действительность. М.: Искусство, 1981. 208 с.
Емельянова М. В., Зайцева Е. Л., Кириллова Н. В., Пушкин А. А. Эксепционализм как объект концептуализации политического текста // Вестник Чувашского университета. 2017. № 2. С. 195-202.
Каменский М. А. В мире зловещих фантазий // Искусство. 1985. № 10. С. 45-48.
Карцева Е. Н. Массовая культура в США и проблема личности. М.: Наука, 1974. 191 с.
Кукарин А. В. Буржуазная массовая культура. Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. Техника. Бизнес. Изд-е 2-е, дор. и доп. М.: Политиздат, 1985. 399 с.
Пушкин А. А., Тенякова Е. А. Ценностные концепты в современной парадигме духовно-нравственного воспитания: лингвопедагогический аспект [Электронный ресурс]. URL: www.science-education.ru/129-22423 (дата обращения: 12.11.2015).
Семенов И. М. Борис Антоновский. Избранные работы. М.: Правда, 1961. 52 с.
Семенов И. М. Необыкновенные приключения знаменитого путешественника Пети Рыжика и его друзей Мика и Мука. М.: Мелик-Пашаев, 2014. 144 с.
Смольская Е. П. Массовая культура: развлечение или политика? М.: Мысль, 1986. 143 с.
Флиер А. Я. Культура общества как системный феномен // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015. № 4 (44). С. 21-27.
Чуковский К. И. Растление детских душ [Электронный ресурс]. URL: https://www.comicsnews.org/articles/chronology/ 1948-kornej-chukovskij-o-supermene-betmene-i-drugix-geroyax-di-si (дата обращения: 12.11.2015).
Шалаева Н. В. Социокультурные задачи советской власти и политический плакат периода Гражданской войны // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 5 (19). Ч. 1. С. 209-214.
Шестаков В. П. Мифология ХХ века. М.: Искусство, 1988. 224 с.
Юный техник. М.: Молодая гвардия, 1956. № 3. 81 с.
Alaniz J. Komiks: Comic Art in Russia. Mississippi: University Press, 2010. 280 p.
Eisner W. Comics & sequential art. Florida: Poorhouse Press, 1985. 164 p.
McCloud S. Understanding comics. The invisible art. N. Y.: Harper Collins Publishers, Inc., 1993. 215 p.
Wertham F. Seduction of the innocent. N. Y.: Rinehart & Company, 1954. 397 p.