Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2018. № 2. С. 112-116.
ОБ ОДНОЙ ИЗ СУЩНОСТЕЙ РОМАНТИЧЕСКОГО В ФОРТЕПИАННОМ ТВОРЧЕСТВЕ РОБЕРТА ШУМАНА
Григорьева Анна Дмитриевна, Демченко Галина Юрьевна
Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова
Дата поступления рукописи в редакцию: 27.02.2018
Аннотация. Одна из сущностей романтического в фортепианном творчестве Роберта Шумана реализует себя в стремлении к абсолюту. Его важнейшим основанием является радикализм устремлений, в том числе связанный с этикой максимализма. Своё яркое выражение принцип абсолюта находит в запечатлении повышенной интенсивности жизненных процессов, что подразумевает как высочайшее напряжение внутренней жизни, так и исключительную активность проявлений, направленных вовне. Важнейшей ипостасью принципа абсолюта становится в искусстве всё, связанное с миром фантазии, что в ряде случаев переходит в сферу фантастического.
Ключевые слова и фразы: Шуман, фортепианное творчество, стремление к абсолюту, повышенная интенсивность проявлений, мир фантазии, Schumann, piano art, pursuit of the absolute, increased intensity of manifestations, world of fantasy
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Амброс А. Роберт Шуман: жизнь и творчество. М.: Музыка, 1988. 61 с.
Асафьев Б. В. "Евгений Онегин". Лирические сцены Чайковского. М. - Л.: Музгиз, 1944. 90 с.
Блок А. О романтизме // Блок А. Собрание сочинений: в 6-ти т. Л.: Художественная литература, 1982. Т. 4. Очерки. Статьи. Речи. С. 352-363.
Гейне Г. Романтическая школа // Гейне Г. Собрание сочинений: в 10-ти т. / пер. с нем. М. - Л.: Гослитиздат, 1958. Т. 6. С. 143-280.
Григорьев В. Музыкальный романтизм: сущность стиля и проблемы интерпретации // Проблемы романтизма в исполнительском искусстве: сборник научных трудов / ред.-сост. С. И. Тихонов. М.: МГК, 1994. С. 3-27.
Дамс В. Мендельсон-Бартольди. М.: Гос. изд-во "Муз. сектор", 1930. 54 с.
Егоров П. Комментарии // Шуман Р. Собрание сочинений для фортепиано. Л.: Музыка, 1988. Вып. 3. С. 6-12.
Ларош Г. А. По поводу предстоящего исполнения "Рая и Пери.." // Ларош Г. А. Избранные статьи: в 5-ти вып. Л.: Музыка, 1977. Вып. 4. Симфоническая и камерно-инструментальная музыка. С. 90-95.
Ларош Г. А. Четвёртый концерт Русского музыкального общества // Ларош Г. А. Избранные статьи: в 5-ти вып. Л.: Музыка, 1977. Вып. 4. Симфоническая и камерно-инструментальная музыка. С. 111-122.
Литературная теория немецкого романтизма. Л.: Изд-во писателей, 1934. 336 с.
Лосев А. Ф. История античной эстетики: в 8-ми т. М.: АСТ, 2000. Т. 8. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 1. 830 с.
Михайлов А. Романтизм // Музыкальная жизнь. 1991. № 6.
Олесова Н. Ю. Особенности музыкального мышления Шуберта, композитора-романтика: автореф. дисс. … к. искусствоведения. М., 1983. 28 с.
Царёва Е. Слово в музыкальном тексте произведений Роберта Шумана // Роберт Шуман и перекрестье путей музыки и литературы: сборник научных трудов / сост. Г. И. Ганзбург. Харьков: Каравелла, 1997. С. 16-21.
Чегодаев А. Л. Искусство романтической эпохи // Искусство романтической эпохи: сборник статей / под общ. ред. И. Е. Даниловой. М.: Гос. музей изобразительного искусства им. А. С. Пушкина, 1969. С. 37-49.
Шуман Р. Письма: в 2-х т. М.: Музыка, 1970. Т. 1. 720 с.
Litzmann B. Clara Schumann. Ein K?nstlerleben nach Tageb?chern und Briefen: in 2 B?nden. Leipzig, 1906. Bd. 1. 431 S.