Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2018. № 1. С. 138-142.
ФРЕСКА "БОГОМАТЕРЬ ВОПЛОЩЕНИЕ С АРХАНГЕЛАМИ" В СТЕНОПИСИ 1502 ГОДА СОБОРНОЙ ЦЕРКВИ ФЕРАПОНТОВА МОНАСТЫРЯ. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И СИМВОЛИКА
Силина Ольга Владимировна
Музей фресок Дионисия (филиал) Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Вологодская область, Кирилловский район
Дата поступления рукописи в редакцию: 04.02.2018
Аннотация. В статье впервые представлен анализ иконографических источников композиции "Богоматерь Воплощение с архангелами" в стенописи Дионисия 1502 года. На основании анализа предлагается новая трактовка фрески как "Собор архангела Михаила". Впервые обосновывается связь подписи, сопровождающей изображение, с богослужебным текстом чина о панагии. Автор приходит к заключению, что образ Богоматери интерпретируется как Панагия, что может иметь распространение на русскую традицию изображений подобного иконографического типа, исполненных как во времена Дионисия, так и в более ранний период.
Ключевые слова и фразы: фрески Дионисия, иконография, композиция, Богоматерь Воплощение, Собор архангела Михаила, чин возношения панагии, Dionisy’s frescoes, iconography, composition, Saint Mary of Blachernae, Synaxis of the Archangel Michael, "Lifting of the Panagia" rite
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Археология искусства: сборник статей и материалов памяти О. В. Лелековой (1932-2015) / сост. Г. И. Вздорнов. М.: Индрик, 2016. 272 c.
Вздорнов Г. И. ??????? ??? ?????????? // Византийский временник. М.: Наука, 1971. Т. 32. С. 157-183.
Вздорнов Г. И. Историческое и художественное значение Ферапонтова // Ферапонтовский сборник. М.: Индрик, 2002. Вып. 6. С. 16-22.
Византийские древности. Произведения искусства IV-XV веков в собрании Музеев Московского Кремля. М.: Пинакотека, 2013. 608 с.
Георгиевский В. Т. Фрески Ферапонтова монастыря. СПб.: Высочайше учрежденный комитет попечительства о русской иконописи, 1911. 122 с.
Жития святых, на русском языке изложенныя по руководству Четьих-миней св. Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. М.: Синодальная типография, 1911. Книга XII. 735 с.
Иконописный подлинник новгородской редакции по софийскому списку конца XVI века. С варьянтами из списков Забелина и Филимонова. М.: Университетская типография (Катков и Ко), 1873. 138 с.
Квливидзе Н. В. Великая Панагия // Православная энциклопедия / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М.: Православная энциклопедия, 2004. Т. VII. С. 415-416.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб.: Императорская академия наук, 1915. Т. II. 452 с.
Кондаков Н. П. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб.: Императорская академия наук, 1902. 312 с.
Лившиц Л. И. Тема "Вход в дом Премудрости" в росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря // Русская художественная культура XV-XVI веков: материалы и исследования. М.: Гос. ист.-культур. музей-заповедник "Московский Кремль", 1998. Вып. XI. С. 174-195.
Малкин М. Г. Некоторые элементы наружной росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря и их связи с интерьером // Ферапонтовский сборник. М.: Советский художник, 1985. Вып. I. С. 174-186.
Маясова Н. А. Произведения средневекового молдо-влахийского лицевого шитья в собрании государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль" // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. С. 257-275.
Михельсон Т. Н. Три композиции на тему "Собор трех Святителей" в росписях Ферапонтова монастыря. Истоки иконографии // Древнерусское искусство. Монументальная живопись XI-XVII вв. М.: Наука, 1980. С. 324-342.
Нерсесян Л. Дионисий иконник и фрески Ферапонтова монастыря. М.: Северный паломник, 2006. 168 с.
Николаева Т. В. Прикладное искусство Московской Руси. М.: Наука, 1976. 288 с.
Опись казны и ризницы Ферапонтова монастыря 1636 года // Российская государственная библиотека (РГБ). Ф. 17. И-1228.
Попов Г. В. Живопись и миниатюра Москвы середины XV - начала XVI века. М.: Искусство, 1975. 336 с.
Преображенский А. С. Тема коллективной молитвы в росписях собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря // Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV - начало XVI века. М.: Северный паломник, 2005. С. 229-244.
Пуцко В. Г. Феномен творчества Дионисия // Макариевские чтения. Преподобный Иосиф Волоцкий и Московская Русь. Можайск, 2016. Вып. XXIII. С. 252-270.
Сарабьянов В. Д. История архитектурных памятников Ферапонтова монастыря. М.: Индрик, 2014. 152 с.
Серебрякова М. С. О взаимосвязи наружных и внутренних росписей собора Ферапонтова монастыря // Ферапонтовский сборник. М.: Советский художник, 1985. Вып. I. С. 169-173.
Смирнова Э. С. Литургические образы в произведениях живописи (на примере иконы начала XIII в.) // Византийский временник. М.: Наука, 1994. Т. 55 (80). С. 197-202.
Смирнова Э. С. Новгородская икона "Богоматерь Знамение": некоторые вопросы богородичной иконографии XII в. // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. С. 288-309.
Смирнова Э. С. О местной традиции в новгородской живописи XV в. Иконы с избранными святыми и Богоматерью "Знамение" // Средневековое искусство. Русь. Грузия. М.: Наука, 1978. С. 193-211.
Стерлигова И. А. Новые сведения о древнейших шитых пеленах из музея-заповедника "Московский Кремль" // Церковное шитье в Древней Руси / под ред. Э. С. Смирновой. М.: Галарт, 2010. С. 49-57.
Popova A. The Acheiropoietos images in St. Georges at Polo?ko [Электронный ресурс]. URL: http://www.kalamus.com.mk/ pdf_spisanija/patrimonium_6/013%20=%20014_3%20Patrimonium%202013%20Ana%20Popova%20OK.pdf (дата обращения: 15.12.2017).