Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 6. Ч. 1. С. 18-22.
ОСВЕЩЕНИЕ ИСТОРИИ БАШКИР В "МУСТАФАД АЛ-АХБАР" Ш. МАРДЖАНИ И "ТАЛФИК АЛ-АХБАР" М. РАМЗИ: ИСТОЧНИКОВАЯ БАЗА И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
Ахмадуллин Салават Зямилович
Институт востоковедения Российской академии наук
Аннотация. Статья посвящена историческим трудам "Талфик ал-ахбар" М. Рамзи и "Мустафад ал-ахбар" Ш. Марджани. Творческое наследие М. Рамзи и Ш. Марджани имеет большое значение для понимания историко-культурных процессов в Урало-Поволжье на рубеже XIX-XX вв. и становления национальной историографии истории мусульманских народов данного региона. С целью выявления степени компилятивности первого труда по отношению ко второму был проведен сравнительный анализ раздела "Положение (дел) башкир" из "Талфик ал-ахбара" и "Раздела об упоминаниях башкир" из "Мустафад ал-ахбар", который показал, что различия периодизации, композиции, источниковой базы, методов работы с источниками и освещения истории башкир являются доказательством в пользу оригинальности "Талфика".
Ключевые слова и фразы: "Талфик ал-ахбар" Мурада Рамзи, "Мустафад ал-ахбар" Шихабутдина Марджани, история татар и башкир, мусульманские историки, "Talfik al-akhbar" by Murad Ramzi, "Mustafad al-akhbar" by ?ihabetdin M?rcani, history of the Tatars and the Bashkirs, Muslim historians
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Валиди З. Т. Воспоминания / пер. с тур. А. Юлдашбаева. Уфа: Китап, 1998. 368 с.
Гордлевский В. А. Избранные сочинения: в 4-х т. M., 1968. T. IV. 603 с.
Губайдуллин Г. Развитие исторической литературы у тюрко-татарских народов // Первый всесоюзный тюркологический съезд (26 февраля - 5 марта 1926 г.): стенографический отчет. Баку, 1926. С. 22-43.
Зайцев И. В. Крымская историографическая традиция XV-XIX веков: пути развития: рукописи, тексты и источники / Ин-т востоковедения РАН. М.: Изд. фирма "Восточная литература" РАН, 2009. 304 с.
Катанов Н. Ф. Краткiй обзорь татарскихь историческихь книгь. Казань: Типо-литография Императорскаго Университета, 1912. 4 с.
Кемпер М. Суфии и ученые в Татарстане и Башкортостане: исламский дискурс под русским господством / пер. с нем. И. Гилязова. Казань: Российский исламский университет, 2008. 655 с.
Марджани Ш. Мустафад ал-ахбар фи ахвали Казан ва Болгар: в 2-х т. Казан, 1897. Т. 1. 264 б.; 1900. Т. 2. 368 б.
Мехдиев Р. Абдулла хазрат Сеййид-Баттал углы Муллакаи. Оренбург, 1916. 17 с.
Научный архив Уфимского научного центра Российской академии наук (НА УНЦ РАН). Ф. 116. Личный фонд Раиля Гумеровича Кузеева. Оп. 1.
Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ). Ф. 420. Оп. 1.
Рамзи М. М. Талфик ал-ахбар ва талких ал-асар фи вакаи Казан ва Булгар ва мулук ат-татар: в 2-х т. Оренбург, 1908. Т. 1. 736 б.; Т. 2. 539 б.
Салихов Р. Р. Татарская буржуазия Российской империи: взаимодействие с обществом и властью: вторая половина XIX - начало XX в.: дисс.. д.и.н. Казань, 2006. 538 c.
Тюркологический сборник / Рос. акад. наук; С.-Петерб. фил. Ин-та востоковедения. М.: Восточная литература, 2002. 375 с.
Юзеев А. Н. Татарская религиозно-реформаторская мысль (XIX - начало XX в.). Казань: Татар. кн. изд-во, 2012. 287 с.
Юсупов М. Х. "Талфик ал-ахбар ва талких ал-асар" М. Рамзи как источник по истории тюркоязычных народов Поволжья // Тезисы конференции аспирантов и молодых сотрудников. М., 1978. Т. 3. Ч. 2. С. 145-146.