Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 12. Ч. 3. С. 64-67.
АРХИТЕКТУРНЫЕ ФАНТАЗИИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Иванов Александр Олегович
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств
Аннотация. В статье анализируются особенности культуры Возрождения, обусловившие появление архитектурных фантазий как самостоятельных произведений изобразительного искусства. Описывается ряд произведений, определивших развитие этого вида архитектурного пейзажа в станковой и монументальной живописи, сценографии и печатной графике. Выявляются основные темы - изображение идеализированного прошлого и настоящего через образы архитектуры, изображение фантастических сооружений в качестве метафоры.
Ключевые слова и фразы: архитектурные фантазии, утопии, Возрождение, изобразительное искусство, сценография, architectural fantasies, utopias, Renaissance, fine arts, scenography
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве: в 2-х т. М.: Изд-во Всесоюзн. академии архитектуры, 1935. Т. І. 392 с.; 1937. Т. ІІ. 791 с.
Андрей Константинович Буров: письма, дневники, беседы с аспирантами, суждения современников / сост., вступит. статья и примеч. О. И. Ржехиной, Р. Г. Буровой. М.: Искусство, 1980. 298 с.
Баткин Л. М. Ренессанс и утопия // Из истории культуры Средних веков и Возрождения / отв. ред. В. А. Карпушин. М.: Наука, 1976. С. 222-244.
Бенуа А. Н. История живописи всех времен и народов: в 4-х т. СПб.: Шиповник, 1912. Т. 3. 510 с.
Витрувий Марк Поллион. Десять книг об архитектуре / пер. Ф. А. Петровского. М.: Изд-во Всесоюзн. академии архитектуры, 1936. 331 с.
Гершензон-Чегодаева Н. М. Брейгель. М.: Искусство, 1983. 412 с.
Глазычев В. Л. Эволюция творчества в архитектуре. М.: Стройиздат, 1986. 496 с.
Гращенков В. Н. Флорентийская монументальная живопись Раннего Возрождения и театр // Советское искусствознание. М., 1986. Вып. 21. С. 254-276.
Данилова И. Е. Брунелесски и Флоренция. М.: Искусство, 1991. 284 с.
Данилова И. Е. Итальянская монументальная живопись. Раннее Возрождение. М.: Искусство, 1970. 257 с.
Иконников А. В. Становление перспективного мира // Архитектура и культура: сб. науч. тр. / под ред. И. А. Азизян, Н. Л. Адаскиной. М.: ВНИИТАГ, 1991. С. 6-41.
Ревзина Ю. Е. Инструментарий проекта. От Альберти до Скамоцци. М.: Памятники исторической мысли, 2003. 159 с.
Ротенберг Е. И. Искусство Италии XVI века. М.: Искусство, 1967. 495 с.
Свидерская М. И. Классическая фаза Раннего Возрождения: единство математического и архитектонического "структурализма" на основе живописи // Искусствознание. 1998. № 1. С. 161-181.
Степанов А. В., Мальгин В. И., Иванова Г. И. Объемно-пространственная композиция: учеб. для вузов. М.: Архитектура-С, 2007. 256 с.
Krautheimer R. The Tragic and Comic Scenes of the Renaissance: The Baltimore and Urbino Panels // Gazette de Beaux-Arts. 1948. № 6 (33). P. 327-346.