Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 7. Ч. 1. С. 29-32.
СОНАТА ДЛЯ ВИОЛОНЧЕЛИ И ФОРТЕПИАНО СОВЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ В СВЕТЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ МУЗЫКИ ХХ ВЕКА
Гудожникова Ольга Николаевна
Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки
Аннотация. В настоящей статье раскрываются особенности развития жанра сонаты для виолончели и фортепиано советских композиторов в свете ведущих художественных тенденций музыки ХХ века. Основное внимание автор статьи уделяет следующим моментам: ведущее значение и устойчивый приоритет камерных жанров в музыке ХХ века, расцвет виолончельного исполнительства, повышенный интерес к виолончели как инструменту богатых семантических и инструментальных возможностей, сотворчество исполнителей и композиторов, потенциальные возможности классических жанров к воплощению ведущих тенденций музыки ХХ века.
Ключевые слова и фразы: соната для виолончели и фортепиано, ведущие художественные тенденции музыки ХХ века, камерность, камерные жанры, сотворчество композиторов и исполнителей, виолончель, М. Л. Ростропович, sonata for cello and piano, basic artistic tendencies of the XX-century music, chamber, chamber genres, co-authorship of performers and composers, cello, M. L. Rostropovich
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Беседы с Альфредом Шнитке / сост. А. В. Ивашкин. М.: Классика - XXI, 2005. 320 с.
Васильев А. В., Самойлова Н. К. Фортепианное трио: особенности классического этапа в эволюции жанра // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 11 (61). Ч. 3. С. 33-36.
Гайдамович Т. А. История виолончельного искусства: программа-конспект. М.: Музыка, 2006. 80 с.
Дзекцер И. Н. Тамара Лазаревна Фидлер // Ансамблевые традиции Санкт-Петербургской консерватории. СПб.: Санкт-Петербургская консерватория, 2005. С. 108-113.
Долинская Е. Б. Некоторые размышления о тенденциях развития отечественной музыки последней трети ХХ столетия // Музыкальная культура ХХ столетия: поиски, свершения, перспективы: сб. мат. Международной научно-практической конференции (26-28 ноября 2008 г.) / Магнитогорская государственная консерватория; редколл.: А. А. Глазунов (сост.), И. Л. Пивоварова и др. Магнитогорск, 2009. С. 3-9.
Долинская Е. Б. О русской музыке последней трети ХХ века: учебное пособие по курсу "История современной отечественной музыки" для студентов музыкальных вузов. М.: Престиж-АРИА, 2001. 160 с.
Калашникова О. А. Проблема структурной целостности формы и ее решение в фортепианных сонатах современных воронежских авторов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 1 (51). Ч. 1. С. 55-58.
Консон Г. Об изданных в XXI веке исследованиях С. С. Скребкова // Музыкальная академия. 2012. № 2. С. 106-111.
Павловский А. Н. Виолончельные концерты, посвященные М. Ростроповичу // Музыкальная жизнь. 2012. № 2. С. 92-94.
Платек Я. Надо любить музыку: к 80-летию Мстислава Ростроповича // Музыкальная жизнь. 2007. № 3. С. 2-6.
Польская И. И. Камерный ансамбль: история, теория, эстетика. Харьков: Харьковская государственная академия культуры, 2001. 387 с.
Хренников Т. Н. О времени, о музыке и музыкантах, о себе. М.: Композитор, 2003. 160 с.
Щедрин Р. К. Родион Щедрин: автобиографические записи. М.: АСТ; АСТ МОСКВА; НОВОСТИ, 2008. 288 с.