Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 6. Ч. 2. С. 194-196.
МАВРИТАНСКИЙ СТИЛЬ КАК ВОПЛОЩЕНИЕ СИНТЕЗА ХРИСТИАНСКОЙ И МУСУЛЬМАНСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ
Шадрина Наталия Анатольевна
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Аннотация. Статья посвящена проблемам исламо-христианского взаимодействия в сфере художественной культуры в эпоху Средневековья. На основании изучения историографических концепций, а также художественных памятников исследуемого периода проводится анализ историко-географических и социокультурных оснований возникновения синтезных форм искусства в контексте взаимодействия "Восток - Запад". Дается характеристика их воплощения в реальных произведениях, демонстрируются принципы восприятия инокультурных художественных традиций и включения их в практики художественного творчества средневекового Магриба.
Ключевые слова и фразы: искусство Средневековья, исламо-христианский межкультурный диалог, мавританский стиль, синтез в искусстве, искусство стран Магриба, искусство ислама, medieval art, Islamic-Christian intercultural dialogue, Mauritanian style, synthesis in art, art of Maghreb countries, Islamic art
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Бренд Б. Искусство ислама / пер. с англ. М.: ФАИР, 2008. 336 с.
Каптерева Т. П. Западное Средиземноморье: судьбы искусства. М.: Прогресс-Традиция, 2010. 464 с.
Каптерева Т. П. Искусство мосарабов и мудехаров в Испании // Ислам и проблемы межцивилизационного взаимодействия: тезисы докладов и сообщений. М., 1992. С. 90-97.
Каптерева Т. П. Искусство стран Магриба. Средние века. Новое время. М.: Искусство, 1988. 474 с.
Каптиков А., Богранова Д. Мавританская архитектура Испании. Мусульманские памятники. Мудехар. Екатеринбург: TATLIN, 2015. 154 с.
Качкарова Э. В. Становление иберийской культуры как синтез восточных и западных традиций (период раннего средневековья): автореф. дисс. …. к. культурологии. М., 2011. 23 с.
Ланда Р. Г. Взаимодействие цивилизаций на Иберийском полуострове в VIII-XVII вв. (этический и религиозный аспекты) // Восток. 1997. № 1. С. 16-27.
Ланда Р. Г. Средиземноморье: общность истории и культуры [Электронный ресурс] // Отечественные записки. 2004. № 5 (20). URL: http://magazines.russ.ru/oz/2004/5/2004_5_25.html (дата обращения: 22.04.2016).
Махлина С. Различия и общность в семантике христианского и мусульманского искусства // Christianity and Islam in the Context of Contemporary Culture: Perspectives of Interfaith Dialogue from Russia and the Middle East / ed. by D. Spivak and N. Tabbara. St. Petersburg - Beirut, 2009. Р. 195-207.
Рыбкина И. С. Мусульманская Испания как феномен средневекового культурного синтеза: дисс.. к. культурологии. М., 2005. 161 c.
Стародуб Т. Х. Специфика заимствований и инокультурных связей в искусстве Арабского халифата // Ислам и проблемы межцивилизационных взаимодействий. М.: Наука, 1994. С. 279-285.
Фролова Е. А. Человек - Мир - Бог в средневековой исламской культуре // Бог - Человек - Общество в традиционных культурах Востока: сб. ст. / Ин-т философии РАН; отв. ред. М. Т. Степанянц. М.: Наука; ИФ "Восточная литература", 1993. С. 48-64.
Al-Andalus: The Art of Islamic Spain / ed. by J. D. Dodds. N. Y.: Metropolitan Museum of Art, 2013. 480 p.
Dodds J. D., Menocal M. R., Balbale A. K. The Arts of Intimacy: Christians, Jews, and Muslims in the Making of Castilian Culture. L.: Yale University Press, 2009. 416 p.
Nuha N. N. Khoury. The Meaning of the Great Mosque of Cordoba in the Tenth Century // Muqarnas. 1996. Vol. 13. Р. 80-98.
Stolzman Н. Synagogue Architecture in America. Mulgrave, 2006. 264 р.