Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 6. Ч. 2. С. 67-69.
МИКРОЦИКЛЫ В ВОКАЛЬНОЙ ЛИРИКЕ С. В. РАХМАНИНОВА: ФАКТОРЫ ЦИКЛИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА В ДИПТИХЕ РОМАНСОВ "КАКОЕ СЧАСТЬЕ" И "ДИССОНАНС" ОР. 34
Генебарт Ольга Васильевна
Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С. В. Рахманинова
Аннотация. Статья посвящена анализу двух смежных романсов ор. 34 С. В. Рахманинова в аспекте обнаружения в них черт микроцикла. Особенность подобных объединений в камерно-вокальных сборниках определяется семантическим ансамблем слова и музыки. В исследуемых романсах поэтические источники, принадлежащие разным авторам, обретают качество единого текста. Оно по-новому раскрывается в музыкальном воплощении, выявляясь во множестве деталей музыкального языка и структуры.
Ключевые слова и фразы: микроцикл, романс, тональность, композиция, поэтический источник, подобие и антитеза, лейт-интонация, семантика, micro-cycle, romance, tonality, composition, poetical source, similarity and antithesis, leit-intonation, semantics
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Брянцева В. Н. С. В. Рахманинов: монография. М.: Советский композитор, 1976. 643 с.
Васина-Гроссман В. А. Русский классический романс XIX века. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. 352 с.
Генебарт О. В. О проявлениях циклического единства в сборнике 24 прелюдий С. В. Рахманинова // Исследования о русской и зарубежной музыкальной культуре: статьи, заметки, аналитические этюды. Тамбов, 2004. С. 62-74.
Генебарт О. В. Семантика гармонических структур в камерных сочинениях С. В. Рахманинова 1910-х годов. Тамбов, 2015. 257 с.
Ермилова Е. В. Яков Петрович Полонский [Электронный ресурс]. URL: http://modernlib.ru/books/ermilova_e/yakov_ petrovich_polonskiy/read (дата обращения: 15.03.2016).
Рахманинов С. В. Романсы. М.: Гос. муз. издательство, 1963. 331 с.
Cоколов О. В. Морфологическая система музыки и её художественные жанры: монография. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского университета, 1994. 214 с.
Спектор Н. А. Фортепианная прелюдия в России (конец ХIХ - начало ХХ века): монография. М.: Музыка, 1991. 70 с.