Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 6. Ч. 2. С. 57-62.
"СПОСОБНОСТЬ К ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ" И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИДЕРА ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ ФОРТЕПИАННОЙ ШКОЛЫ С. С. БЕНДИЦКОГО)
Виноградова Елена Сергеевна
Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова
Аннотация. В статье рассматривается значение профессионально-личностных характеристик музыканта в процессе образования исполнительской школы. Сквозь призму персонологической теории личности анализируется творческая деятельность С. С. Бендицкого, оказавшего значительное влияние на развитие фортепианного искусства Саратова. "Способность к персонализации" предстаёт в качестве основополагающего фактора образования фортепианной школы в музыкальном исполнительском искусстве.
Ключевые слова и фразы: фортепианная школа, музыкальное исполнительство, С. Бендицкий, способность к персонализации, личность, педагогика, традиции, последователи, коллектив, просветительская деятельность, piano school, musical performance, S. Benditskii, ability to personalization, personality, pedagogy, traditions, followers, staff, educational activity
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Айзенштадт С. А. К проблеме духовного лидерства в фортепианных школах стран Дальневосточного региона // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 382. С. 75-80.
Бендицкий И. С. Семен Соломонович Бендицкий: штрихи к портрету пианиста и педагога. Ростов-на-Дону: РГК им. С. В. Рахманинова, 1997. 11 с.
Болотов Ю. В. Исполнительская и педагогическая деятельность А. Н. Есиповой в контексте отечественного фортепианного искусства: дисс. … к. искусствоведения. СПб., 2007. 207 с.
Бородин А. Б. Формирование понятия "фортепианная школа" у музыкантов-исполнителей в процессе профессионального вузовского образования: дисс. … к. пед. н. Екатеринбург, 2007. 162 с.
Бронфин Е. Ф. Н. И. Голубовская - исполнитель и педагог. Л.: Музыка, 1978. 136 с.
Варламов Д. И., Виноградова Е. С. Теоретические и методологические основы исследования исполнительской школы в музыкальном искусстве // Фундаментальные исследования. 2013. № 11. Ч. 7. С. 1407-1411.
Воротной М. В. Исполнительские и педагогические принципы С. И. Савшинского: дисс. … к. искусствоведения. СПб., 2008. 190 с.
Горностаева В. В. Воспоминания // Генрих Нейгауз. Воспоминания. Письма. Дневники / сост. Е. Р. Рихтер. М.: РИД "Имидж", 1992. С. 137-141.
Дедусенко Ж. В. Виконавська піаністична школа як рід культурної традиції: дисс.. к. мистецтв. Київ, 2002. 208 с.
Демченко А. И. Саратовские пианисты. Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова, 2002. 28 с.
Кан Т. И. Дыхание музыки: короткие заметки. Саратов: Саратовская государственная консерватория (академия) им. Л. В. Собинова, 2012. 190 с.
Курбатов М. Н. Несколько слов о художественном исполнении на фортепиано. М., 1899. 83 с.
О Бендицком / сост. А. Д. Киреева. Саратов: ОАО "Приволж. кн. изд-во", 2005. 160 с.
Папандопуло В. П. Из записок ученицы // Александр Борисович Гольденвейзер. Статьи, материалы, воспоминания / сост. Д. Д. Благой. М.: Советский композитор, 1969. С. 388-398.
Персонализация [Электронный ресурс] // Краткий психологический словарь / Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1998. URL: http://psychology.academic.ru/1633/ (дата обращения: 05.09.2013).
Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности // Индивид и его потребность быть личностью. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
Психология науки: учебное пособие / А. Г. Аллахвердян, Г. Ю. Мошкова, А. В. Юревич, М. Г. Ярошевский. М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998. 312 с.
Рыкель А. Е. Жизнь и искусство Семёна Бендицкого // О Бендицком / сост. А. Д. Киреева. Саратов: ОАО "Приволж. кн. изд-во", 2005. 160 с.