Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 5. С. 76-80.
ИКОНОГРАФИЯ РУССКОГО КЛАССИЧЕСКОГО АВАНГАРДА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Дроник Майя Вадимовна
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
Аннотация. Статья посвящена проблеме анализа русского авангардного искусства первой трети ХХ века. В качестве основного метода исследования автор предлагает использовать иконографический метод анализа произведений. До сих пор находивший применение как метод исследования классического искусства, иконографический метод не часто предлагается в рамках анализа искусства "эстетики противопоставления". Кроме того, если о стилеобразующем значении древнерусской традиции для классического отечественного авангарда говорилось во многих исследованиях, то проблема исследования иконографии русского авангарда до сих пор не исчерпана.
Ключевые слова и фразы: авангард, иконографический метод, русское искусство, ХХ век, кубофутуризм, абстрактная живопись, беспредметная живопись, avant-garde, iconographic method, Russian art, the XX century, cubo-futurism, abstract painting, objectless painting
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Бобринская Е. А. Русский авангард: истоки и метаморфозы: монография. М.: Пятая страна, 2003. 304 с.
Богемская К. Г. Понять примитив. Самодеятельное, наивное и аутсайдерское искусство в XX веке. СПб.: Алетейя, 2001. 185 с.
Бычков В. В. Икона и авангард [Электронный ресурс]. URL: http://www.philosophy2.ru/library/bychkov/icon-avantg-ru.html (дата обращения: 19.12.2015).
Гирин Ю. Н. Проблема авангарда: содержание, границы, понятийный аппарат // Авангард в культуре ХХ века (1900-1930 гг.): теория, история, поэтика: в 2-х кн. / под ред. Ю. Н. Гирина. М.: ИМЛИ РАН, 2010. Кн. 2. С. 34-76.
Гирин Ю. Н. Системообразующие концепты русского авангарда // Авангард в культуре ХХ века (1900-1930 гг.): теория, история, поэтика: в 2-х кн. / под ред. Ю. Н. Гирина. М.: ИМЛИ РАН, 2010. Кн. 2. С. 77-156.
Горячева Т. В. Иконология кубофутуризма // Поэзия и живопись: сб. трудов памяти Н. И. Харджиева / под ред. М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 139-147.
Горячева Т. В. Нас будет трое.. Казимир Малевич. Илья Чашник. Николай Суетин. Живопись и графика из коллекции Sepherot Foundation (Лихтенштейн). М.: Арт Бридж, 2012. 184 с.
Горячева Т. В. Утопии в искусстве русского авангарда: футуризм и супрематизм // Авангард в культуре ХХ века (1900-1930 гг.): теория, история, поэтика: в 2-х кн. / под ред. Ю. Н. Гирина. М.: ИМЛИ РАН, 2010. Кн. 1. С. 66-138.
Даниэль С. М. Сети для Протея: проблемы интерпретации формы в изобразительном искусстве. СПб.: Искусство-СПб, 2002. 302 с.
Козлов Д. В. Клином красным бей белых: геометрическая символика в искусстве авангарда. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2014. 164 с.
Крючкова В. А. Мимесис в эпоху абстракции: образы реальности в искусстве второй парижской школы. М.: Прогресс-Традиция, 2010. 472 с.
Левкова-Ламм И. Е. Лицо квадрата: мистерии Казимира Малевича. М.: Пинакотека, 2004. 208 с.
Малевич о себе. Современники о Малевиче: письма, документы, воспоминания, критика: в 2-х т. М., 2004. Т. 1. 680 с.
Мислер Н. Апокалипсис и русское крестьянство. Мировая война в примитивистской живописи Натальи Гончаровой // H. Гончарова, М. Ларионов: исследования и публикации. М., 2001. С. 31-42.
Сарабьянов Д. В. Русская живопись. Пробуждение памяти. М., 1998. 431 с.