Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 4. Ч. 2. С. 31-33.
ГУМАНИЗМ В КЛАССИЧЕСКОЙ МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ: ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
Гиёсов Фаридун Нуриддинович
Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни
Аннотация. В статье речь идёт о гуманистических идеях и концепциях в мусульманской философии. В этом контексте рассматривается подход мусульманских мыслителей к человеку как высшему существу в ряду всех других живых организмов. Автор анализирует взгляды представителей разных школ мусульманской философии, согласно которым, человек, по сути, - это подобие Бога, и, следовательно, он заслуживает того, чтобы быть полномочным в выполнении Его воли на Земле. Добродетельные качества человека обосновываются автором с помощью онтологической и гносеологической аргументации. Опирается он также на рационализм в мусульманской философии, который противопоставляется не вере в Бога, а ее отдельным концепциям.
Ключевые слова и фразы: мусульманская философия, гуманизм, теоцентризм, антропоцентризм, мутазилиты, Muslim philosophy, humanism, theocentricism, anthropocentrism, Mu’tazilites
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Аль-Кирмани Хамид ад-Дин. Успокоение разума / введение, перевод с арабского и комментарии А. В. Смирнова. М.: Ладомир, 1995.
Ибн Араби. Геммы мудрости / перевод с арабского и комментарии А. В. Смирнова // Смирнов А. В. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). М.: Наука, 1993.