Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 12. Ч. 3. С. 121-126.
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПЕРФОРМАНСЫ: ОТ ПАРТИЦИПАЦИИ К ПРОИЗВОДСТВУ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Осминкин Роман Сергеевич
Российский институт истории искусств, г. Санкт-Петербург
Аннотация. Современное искусство давно снизило пафос исторического авангарда по переустройству мира, локализировав поле своего "прямого действия" до хепенингов, акций, перформансов, флэшмобов, ре-энакментов, включенных исследований и педагогических проектов. Новые арт-коллективы, задействуя стратегию контр-публичности и формы "конструктивной интервенции", стремятся не растворить искусство в жизни, а, наоборот, сделать его агентом социальных изменений, не опосредованным более арт-институциональной репрезентацией.
Ключевые слова и фразы: раннесоветский авангард, социально-ангажированное искусство, хепенинг, коллективный перформанс, партиципаторное искусство, К. Бишоп, интервенционистское искусство, Г. Шолетт, early Soviet avant-garde, socially engaged art, happening, collective performance, participatory art, K. Bishop, interventional art, G. Sholette
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Бишоп К. Социальный поворот в современном искусстве // Художественный журнал. 2005. № 58/59. С. 33-38.
Буррио Н. Эстетика взаимодействия // Художественный журнал. 1999. № 28/29. С. 33-39.
Вирно П. Грамматика множества: к анализу форм современной жизни / пер. с ит. А. Петровой; под ред. А. Пензина. М.: ООО "Ад Маргинем Пресс", 2013. 176 с.
Голдберг Р. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней / пер. с англ. А. Асланян. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. 320 с.
Сорокина Е. От модернизма к интервенционизму: "темная материя" для светлого будущего [Электронный ресурс] // Художественный журнал. 2006. № 61/62. URL: http://xz.gif.ru/numbers/61-62/temnaya-materiya/ (дата обращения: 17.09.2016).
Фикс Е. Эстетика интервенционизма // Художественный журнал. 2008. № 67/68. С. 35-37.
Штайерль Х. Является ли музей фабрикой? [Электронный ресурс] // Художественный журнал. 2011. № 79/80. URL: http://xz.gif.ru/numbers/79-80/musuem-factory/ (дата обращения: 12.05.2016).
Bishop C. Antagonism and Relational Aesthetics // October. 2004. № 110. Р. 51-79.
Bishop C. Artificial Hells: Participatory Art and the Politics of Spectatorship. L.: Verso, 2012. 382 p.
Collectivism after Modernism: the Art of Social Imagination after 1945 / ed. by B. Stimson and G. Sholette. L. - Minneapolis, MN: University of Minnesota Press, 2007. 312 p.
L?tticken S. General Performance [Электронный ресурс] // E-flux Journal. 2012. № 31 (January). URL: http://www.e-flux. com/journal/general-performance/ (дата обращения: 10.06.2016).
Sholette G. Interventionism and the Historical Uncanny // The Interventionists: Users’ Manual for the Creative Disruption of Everyday Life / ed. by N. Thompson, G. Sholette. Cambridge, MA: MIT Press, 2004. P. 109-114.
The Interventionists: Users’ Manual for the Creative Disruption of Everyday Life / ed. by N. Thompson, G. Sholette. Cambridge, MA: MIT Press, 2004. 134 p.
The Yes Lab [Электронный ресурс]. URL: http://yeslab.org/ (дата обращения: 13.06.2016).
Women on Waves [Электронный ресурс]. URL: http://www.womenonwaves.org/ (дата обращения: 13.06.2016).