Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 12. Ч. 1. С. 89-93.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЯ
Ивонина Людмила Фёдоровна
Пермский государственный институт культуры
Аннотация. В статье рассматриваются системообразующие свойства художественного результата в музыкально-исполнительской деятельности. Художественное содержание воплощается через систему выразительных средств, которые выполняют свою функцию с помощью исполнительских навыков. Таким образом, при решении художественных задач совершенствуются и инструментальные навыки, и навыки мышления, что приводит к взаимодействию всех элементов структуры профессиональной деятельности в целостном процессе художественного творчества.
Ключевые слова и фразы: музыкальное исполнительство, художественное содержание, исполнительские навыки, системный подход, аналитический подход, профессиональная деятельность, творчество, художественное воспитание, системообразующий фактор, musical performance, artistic content, performing skills, system approach, analytical approach, professional activity, creativity, artistic education, backbone factor
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Авраамов А. А. Грядущая музыкальная наука и новая эра истории музыки [Электронный ресурс] // Музыкальный современник. 1916. № 6. URL: http://www.etheroneph.com/audiosophia/263-a-avraamov-gryadushchaya-muzykalnaya-nauka-i-novaya-era-istorii-muzyki.html (дата обращения: 28.09.2016).
Алексеев А. Д. О воспитании музыканта-исполнителя // Советская музыка. 1980. № 2. С. 72-77.
Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы: избранные труды / отв. ред. Ф. В. Константинов, Б. Ф. Ломов, В. Б. Швырков; АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1978. С. 49-107.
Анохин П. К. Системогенез как общая закономерность эволюционного процесса // Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы: избранные труды / отв. ред. Ф. В. Константинов, Б. Ф. Ломов, В. Б. Швырков; АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1978. С. 125-152.
Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы: избранные труды / отв. ред. Ф. В. Константинов, Б. Ф. Ломов, В. Б. Швырков; АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1978. 399 c.
Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс: в 2-х кн. М.: Музгиз, 1947. Книга вторая. Интонация. 163 с.
Баренбойм Л. После конкурса // Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974. С. 133-142.
Берлянчик М. М. Основы воспитания начинающего скрипача: мышление, технология, творчество: учебное пособие. СПб.: Лань, 2000. 256 с.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. 96 с.
Выготский Л. С. Искусство и психоанализ // Выготский Л. С. Психология искусства / под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. С. 95-117.
Выготский Л. С. Психология искусства / под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. 341 с.
Дранков В. Л. Многогранность способностей как общий критерий художественного таланта // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Л.: Наука, 1983. С. 123-139.
Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2000. 368 с.
Канащенкова В. В. Художественное мышление и условия его развития в старшем дошкольном возрасте // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия "Педагогика, психология". 2011. № 2 (5). С. 104-108.
Кремлёв Ю. О месте музыки среди других искусств. М.: Музыка, 1966. 62 с.
Кудряшов О. Л. Что он Гекубе, что ему Гекуба?. Эссе об абитуриентах. Впечатления и соображения // Театр. Живопись. Кино. Музыка. М.: Российский университет театрального искусства - ГИТИС, 2015. № 1. С. 9-38.
Лурия А. Р. Язык и сознание. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 416 с.
Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога. Изд-е 5-е. М.: Музыка, 1988. 240 с.
Нейгауз Г. Размышления, воспоминания, дневники. М.: Советский композитор, 1983. 526 с.
Фейгин М. Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М.: Музыка, 1968. 80 с.
Холопова В. Н. Музыка как вид искусства: учебное пособие. СПб.: Лань, 2000. 320 с.
Цыпин Г. М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. М.: Сов. композитор, 1988. 382 с.
Шаляпин Ф. И. Маска и душа // Федор Иванович Шаляпин: сборник: в 2-х т. / ред. Е. А. Грошева. М.: Искусство, 1959. Т. 1. Литературное наследство, письма. С. 213-312.
Шведерский А. С. Можно ли научить тому, чему нельзя научить? // Психология художественного творчества: хрестоматия. Минск: Харвест, 1999. С. 387-400.
Ямпольский А. И. Ауэр и современное скрипичное искусство // Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики. М.: Музыка, 1965. С. 3-25.