Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 11. Ч. 1. С. 54-57.
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ
Ивонина Людмила Фёдоровна
Пермский государственный институт культуры
Аннотация. В статье выдвигается гипотеза о возможности исследования специфики музыкально-исполнительской деятельности по методу синергетического подхода. Способность профессиональной деятельности музыканта к самоорганизации рассматривается на примере анализа мотивации выбора текущего репертуара исполнителя. Автор формулирует тезис о внутренней инициативе как движущей силе, с помощью которой происходит осуществление деятельности исполнителя, и делает вывод о перспективности синергетического подхода к исследованию специфики данного вида деятельности.
Ключевые слова и фразы: музыкальное исполнительство, репертуар, самоорганизация, синергетический подход, творчество, мотивация, искусство, musical performance, repertoire, self-organization, synergetic approach, creative work, motivation, art
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Берлянчик М. М. Основы воспитания начинающего скрипача: Мышление. Технология. Творчество: учеб. пособие. СПб.: Лань, 2000. 256 с.
Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991. 288 с.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: кн. для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. 93 с.
Григорьев В. Ю. Методика обучения игре на скрипке. М.: Изд. дом "Классика-ХХI", 2006. 256 с.
Дружинин В. Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М.: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2001. 224 с.
Евин И. А. Синергетика мозга. М. - Ижевск: НИИ "Регулярная и хаотическая динамика", 2005. 108 с.
Левочкина И. А. Проявление музыкальных способностей // Способности и склонности: комплексные исследования / под ред. Э. А. Голубевой. М.: Педагогика, 1989. 200 с.
Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000. 509 с.
Леонтьев А. Н. Некоторые проблемы психологии искусства. Избранные психологические произведения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1983. Т. 2. 320 с.
Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 108-117.
Нейгауз Г. Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям. М.: Советский композитор, 1983. 526 с.
Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления // Вопросы психологии. 1965. № 6. С. 33-52.
Пономарёв Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. 304 с.
Рузавин Г. И. Концепции современного естествознания: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2006. 303 с.
Савшинский С. И. Пианист и его работа. Л.: Советский композитор, 1961. 272 с.
Тараканова Н. Э. Развитие "эйфорической" мотивации в музыкально-педагогической практике // Методология педагогики музыкального образования: научная школа Э. Б. Абдуллина: сб. науч. ст. М.: МПГУ, 2007. С. 206-212.
Торопова А. В. Музыкальная психология и психология музыкального образования: учеб. пособие. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Учебно-методический издательский центр "ГРАФ-ПРЕСС", 2010. 240 с.