Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 9. Ч. 1. С. 159-165.
ИКОНОГРАФИЯ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В ИКОНОПИСИ РУССКОГО СЕВЕРА: СПЕЦИФИКА ОБРАЗА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИЕРОТОПИЯ
Скоробогачева Екатерина Александровна
Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова
Аннотация. В статье рассматривается воплощение образа Сергия Радонежского в иконописи Русского Севера. Цель статьи: доказать на примере иконописи, что на Севере аккумулировались и распространялись произведения и идеи, значимые во вневременном масштабе. Введен термин "художественная иеротопия". Автор заключает, что иконописные образцы подчеркивают значение святого Сергия в нескольких духовно-исторических аспектах, позволяют судить о синкретичности его деятельности и учения, являются частью целостной духовной системы, отражающей национальное самосознание.
Ключевые слова и фразы: Русский Север, иконопись, Сергий Радонежский, художественная иеротопия, традиции, образ, иконография, духовная система, национальное самосознание, the Russian North, icon-painting, Sergius of Radonezh, artistic hierotopy, traditions, image, iconography, spiritual system, national self-consciousness
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Брюсова В. Г. Русская живопись XVII века. М.: Искусство, 1984. 338 с.
Вздорнов Г. И. Вологда. Л.: Аврора, 1972. 135 с.
Голейзовский Н. К. О датировке местной иконы "Дмитрий Прилуцкий с деянием" из вологодского Спасского Прилуцкого монастыря [Электронный ресурс]. URL: http://www.drevnyaya.ru/vyp/stat/s3_13_5.pdf (дата обращения: 23.01.2015).
Гончарова Л. Н. Металл в народном искусстве Русского Севера. Чеканка и медное литье. М.: ГИМ, 2000. 95 с.
Дмитрий Прилуцкий с житием [Электронный ресурс] // Христианство в искусстве. Иконы, фрески, мозаики. URL: http://www.icon-art.info/masterpiece.php?mst_id=635 (дата обращения: 23.01.2015).
Иконы Русского Севера. Двинская земля, Онега, Каргополье, Поморье: статьи и материалы / ред.-сост. Э. С. Смирнова. М.: Северный паломник, 2005. 352 с.
Ключевский В. О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства // Исторические портреты. Деятели исторической мысли / сост., вступ. ст. и примеч. В. А. Александрова. М.: Правда, 1991. 624 с.
Кольцова Т. М. Иконы северного Поонежья. М.: Северный паломник, 2005. 352 с.
Лидов А. М. Иеротопия. Создание сакральных пространств как вид творчества и предмет исторического исследования [Электронный ресурс]. URL: http://www. hierotopy.ru/ru/?page_id=182 (дата обращения: 29.07.2014).
Османкина Г. Ю. Линия "красоты" в искусстве и дизайнерских проектах в стиле модерн // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 8 (42). Ч. II. C. 125-128.
Преподобный Сергий Радонежский / автор-сост. Н. Чугреева. М.: Панорама, 1992. 271 с.
Рыбаков А. А. Вологодская икона: центры художественной культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М.: Галарт, 1995. 435 с.
Скотникова Г. В. Созвучие вечным смыслам бытия. СПб.: Альфарет, 2012. 197 с.
Смирнова Э. С. Иконы северо-восточной Руси. М.: Северный паломник, 2004. 508 с.
Смирнова Э. С. Смотря на образ древних живописцев. М.: Северный паломник, 2007. 384 с.
Толстой М. В. История русской церкви. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1991. 734 с.