Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 8. Ч. 2. С. 37-41.
СПЕЦИФИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЩНОСТИ ИСКУССТВА В ГЕНЕТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ ХХ ВЕКА
Балакина Елена Ивановна
Алтайский государственный педагогический университет
Аннотация. В статье представлена противоречивость положения искусства в современной культуре. На основе авторской идеи о фундаментальной роли Начала в процессе развития сверхсложных систем, к которым относятся культура и её подсистемы - искусство и человек, восстанавливается исходный духовный смысл понятия "инстинкт", углубляются представления о сущности генезиса. Новизна исследовательской теории автора состоит в научном обосновании инстинктивной природы искусства и изначальной духовно-физиологической потребности человека в красоте и творчестве.
Ключевые слова и фразы: сущность Искусства, генетические науки, происхождение искусства, "художественный инстинкт", "инстинкт красоты", роль искусства в обществе, essence of Art, genetic sciences, origin of art, "artistic instinct", "beauty instinct", role of art in society
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Балакина Е. И. Метаморфозы диалога в системе культуры и искусства (Теория и практика созидательных путей культурогенеза): монография. Барнаул: Алтайский дом печати, 2014. 276 с.
Бердяев Н. А. Самопознание [Электронный ресурс]. URL: http://modernlib.ru/books/berdyaev_ nikolay_aleksandrovich/ samopoznanie/read/ (дата обращения: 10.12.2014).
Бескин Э. М. Художественная политграмота. Пособие для художественных техникумов и вузов. Л.: Теакинопечать, 1930. 240 с.
Гирн И. Происхождение искусства: Исследование его социальных и психологических причин. Харьков: Государственное издательство Украины, 1923. XVI+232 с.
Гроссе Э. Происхождение искусства. С 32 рисунками и с 3 таблицами / пер. с нем. А. Е. Грузинской. М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1899. 294 с.
Ерёмин А. Л. Ноогенез и теория интеллекта. Краснодар: СовКуб, 2005. 356 с.
Искусство в борьбе за Промфинплан (коллективная работа кабинета художественной агитации и пропаганды ЛОГАИСа) / под ред. и с предисл. Н. Янковского. М.-Л.: Гос. изд-во художественной лит-ры, 1931. 120 с.
Каган М. С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 416 с.
Каган М. С. Эстетика как философская наука. Университетский курс лекций. СПб.: Петрополис, 1997. 544 с.
Лихачёв Д. С. Два типа границ между культурами // Русская литература. 1995. № 3. С. 4-6.
Оболенский Л. Е. Научные основы красоты и искусства (Из лекций, читанных в "Ecole russe des hautes etudes sociales" в Париже в 1902 г.). С общедоступным этюдом по основным данным физиологии. СПб.: П. П. Гершунин и Ко, 1902. LXXX+214 с.
Песня под запретом: заметка из № 29 "Правды" от 5 февраля 1913 г., с. 4 // Дооктябрьская "Правда" об искусстве и литературе / подг. к печати С. Брейтбург, предисловие Ф. Кона. М.: Художественная литература, 1937. С. 33-34.
Пожидаев Г. А. Повесть о танце: о М. Эсамбаеве. М.: Молодая гвардия, 1972. 176 с.
Флоренский П. А. Собрание сочинений. Философия культа (Опыт православной антроподицеи). М.: Мысль, 2004. 685 с.
Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство и духовный мир человека (Об особенностях воздействия искусства на личность). М.: Знание, 1982. 112 с.
Циглер Г. Э. Душевный мир животных. М. - Л.: Земля и фабрика, 1925. 128 с.
Шмит Ф. И. Искусство - его психология, его стилистика, его эволюция. Харьков: Книгоиздательство "Союз" Харьковского Кредитного Союза Кооперативов, 1919. 330 с.