Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 5. Ч. 2. С. 117-124.
ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ В МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЦЕРКОВНОЙ ЖИВОПИСИ РУБЕЖА XIX-XX СТОЛЕТИЙ
Мирошина Екатерина Олеговна
Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова
Аннотация. В статье проанализированы особенности сюжетов одной из самых знаковых тем в монументальной церковной живописи эпохи модерна - темы Апокалипсиса. Композиции упоминаемых в статье храмов исследуются впервые. Автор приходит к выводу, что на рубеже XIX-XX веков в церковных росписях существовал широкий диапазон сюжетов, иллюстрирующих Откровение Иоанна Богослова, создавая которые, художники обращались как к ранней, так и к поздней иконографии. Основу изучения составляет комплексный подход в исследовании церковных росписей искусствоведческими методами.
Ключевые слова и фразы: монументальная церковная живопись, Апокалипсис, эсхатологическая тематика, символика, иконография, monumental church painting, Apocalypse, eschatological subject-matter, symbolism, iconography
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Аксёнова А. И. Георгиевский собор [Электронный ресурс]. URL: http://www.museum.gus-info.ru/georg-sobor.php (дата обращения: 20.04.2014).
Алексеев А. И. Сюжет "змея мытарств" в композиции русских икон "Страшного суда" // Церковная археология. СПб., 1998. Вып. 4. С. 13-17.
Борисов В. В. Единоверие в слободе Мстёра Вязниковского уезда Владимирской губернии // Старообрядчество: история, культура, современность. М., 2000. Вып. 8. С. 65-67.
Воронов Ю. Н. В мире архитектурных памятников Абхазии. М.: Искусство, 1978. 176 с.
Давидова М. Г. Иконы "Страшного суда" XVI-XVII вв. [Электронный ресурс]. URL: http://www.portal-slovo.ru/art/35909.php (дата обращения: 25.04.2014).
Давидова М. Г. Храмовое убранство внеисторического Рима [Электронный ресурс]. URL: http://www.portal-slovo.ru/art/36146.php (дата обращения: 25.05.2014).
Дмитриев М. В. Протестантская культура [Электронный ресурс] // Католицизм, православие, протестантизм, иудаизм и ислам: конфессионально-культурные особенности религиозных традиций Европы (Средние века - XIX в.). URL: http://www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel/eskhatologia.htm (дата обращения: 30.04.2014).
Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. Минск: Изд-во Белорусского экзархата РПЦ, 2007. 544 с.
Зодчий: ежегодник Императорского Общества архитекторов-художников. Петроград, 1915. 735 с.
Лазарев В. Н. Византийская живопись. М.: Наука, 1971. 419 с.
Мирошина Е. О. Роль шрифтовых композиций в монументальной церковной живописи "эпохи модерна" // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 6 (12). Ч. 2. С. 127-131.
Мирошина Е. О. Символизм в монументальной церковной живописи Серебряного века (на примере росписей Иверского собора Николо-Перервинского монастыря) // Научные труды / Российская академия художеств, Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. СПб., 2012. Вып. 22. Вопросы художественного образования. С. 83-94.
Никитина Т. Л. Традиция использования композиции "Страшного Суда" в стенописях X-XVII веков [Электронный ресурс]. URL: http://www.kirmuseum.ru/issue/article.php?ID=2215 (дата обращения: 02.05.2014).
Павлова А. Л. Княжево. Церковь Благовещения // Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область. М., 2006. Ч. 2. С. 447-451.
Павлова А. Л. Русский стиль в церковной архитектуре XIX века: храмы соборного типа: дисс. … к. искусствоведения. М., 2002. 199 с.
Покровский Н. В. Страшный суд в памятниках византийского и русского искусства. Одесса, 1887. 98 с.
Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). СПб., 1908. Собр. 3-е. T. XXV.
Пчелов Е. В. Канонизация святых в период царствования Государя Императора Николая Второго // Православная жизнь. 2002. № 3 (626). С. 1-17.
Св. Андрей, архиепископ Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. М.: Правило веры, 2000. 74 с.
Семененко-Басин И. В. Прославление святых в старообрядческой церкви в первой четверти XX века // Старообрядчество в России XVII-XX вв.: сб. научн. статей / ред. и сост. Е. М. Юхименко. М.: Языки славянских культур, 2010. С. 159-171.
Славянская энциклопедия. XVII век: в 2-х т. / авт.-сост. В. В. Богуславский. М.: Олма-Пресс; ОАО ПФ "Красный пролетарий", 2004. Т. 2. Н-Я. 784 с.
Соловьев В. С. Сочинения: в 2-х т. М.: Правда, 1989. Т. 1. Философская публицистика. 688 с.
Соловьев В. С. Сочинения: в 2-х т. М.: Правда, 1989. Т. 2. Чтения о богочеловечестве. 736 с.
Соловьев В. С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории, с включением краткой повести об антихристе и с приложениями. Изд-е 3-е. СПб.: Труд, 1901. 279 с.
Успенский Б. А. Крест и круг: из истории христианской символики. М.: Языки славянских культур, 2006. 488 с.
Федотов Г. П. Стихи духовные: русская народная вера по духовным стихам. М., 1991. 192 с.
Фёдоров Н. Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1982. 709 с.
Филатов В. В. Краткий иконописный словарь. М.: Просвещение, 1996. 226 с.
Цодикович В. К. Семантика иконографии "Страшного суда" в русском искусстве XV-XVI веков. Ульяновск, 1995. 297 с.