Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 4. Ч. 2. С. 132-134.
ХРИСТИАНСКОЕ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ АНТИЧНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СУЩНОСТИ СТРАДАНИЯ
Петрова Любовь Алексеевна
Санкт-Петербургский государственный университет
Аннотация. В статье проводится анализ существенных различий между античным и христианским представлениями о страдании в их связи с фундаментальными чертами античного и христианского мировосприятия. Если для человека античной культуры страдание связывается с действием слепого рока, то христианский субъект видит в страдании Божественный Промысел, за счет чего страдание помещается в контекст сотериологической проблематики. Соответственно, античная стратегия "недопущения страданий" сменяется в христианской мысли на готовность к их претерпеванию в перспективе спасения и обожения.
Ключевые слова и фразы: страдание, античная этика, христианская антропология, Григорий Нисский, Максим Исповедник, обожение, suffering, antique ethics, the Christian anthropology, Gregory of Nyssa, Maximus the Confessor, deification
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. СПб.: Азбука-классика, 2004. 480 с.
Григорий Нисский. О блаженствах // Творения святого Григория Нисского. М.: Типография В. Готье, 1861. Ч. 2. 479 с.
Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2003. 162 с.
Иоанн Лествичник, преп. Лествица, возводящая на небо. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. 592 с.
Максим Исповедник, преп. Вопросоответы к Фалассию / пер. А. И. Сидоров // Богословские труды. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2003. № 38. 401 с.
Симеон Новый Богослов, преп. Другие главы богословские и практические (100 глав) // Преподобный Симеон Новый Богослов, Преподобный Никита Стифат. Аскетические произведения в новых переводах / сост. и общ. ред. игумена Илариона (Алфеева). Клин: Христианская жизнь, 2001. 222 с.