Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 4. Ч. 1. С. 168-172.
СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА РЕЛИГИОЗНУЮ ЛИЧНОСТЬ В УСЛОВИЯХ "ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ", ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ВИРТУАЛИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВА КУЛЬТУРЫ
Суворов Михаил Андреевич
Забайкальский государственный университет
Аннотация. Статья посвящена анализу концепций социального влияния в религиозных объединениях в условиях глобализации и виртуализации мира. Автор впервые проводит сравнительный анализ процессов манипуляции в виртуальном пространстве и новых религиозных движениях и доказывает, что современные процессы распространения религии являются закономерным продолжением традиций социального влияния на религиозное сознание, принятых в традиционных обществах, что развивает теорию социального влияния и современной религиозности и дает возможность взвешенно подходить к оценке влияния на религиозное сознание.
Ключевые слова и фразы: глобализирующаяся культура, информатизация, виртуализация, информационная война, "промывание мозгов", новые религиозные движения, социальное влияние, манипуляция, религиозное сознание, globalizing culture, informatization, virtualization, information war, "brainwashing", new religious movements, social impact, manipulation, religious consciousness
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Бодрийяр Ж., Ясперс К. Призрак толпы. М.: Алгоритм, 2007. 272 с.
Воронцова А. В., Фролов Д. Б. История и современность информационного противоборства. М.: Горячая линия, 2006. 192 с.
Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: Речь, 2003. 304 с.
Красников А. Н. Методология западного религиоведения второй половины XIX - XX века: дисс. … д. филос. н. М., 2007. 328 с.
Кузьмина Е. В. Секулярный постсекуляризм как характерная черта современного общества // Исторические, философские, политический и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 6 (44). Ч. 2. С. 116-119.
Кураев А. В. Христианин в языческом мире, или О наплевательском отношении к порче. М.: Эксмо-Яуза, 2004. 288 с.
Левушкан П. Киберрелигия: католики, протестанты и другие [Электронный ресурс]. URL: http://crystallcity.com/content.php?127 (дата обращения: 16.01.2015).
Лифтон Р. Технология "промывки мозгов": психология тоталитаризма. СПб.: Прайм-Еврознак, 2005. 576 с.
Муртазина М. Ш. Виртуальная культура как феномен глобализации: философско-культурологическое осмысление: автореф. дисс. … к. филос. н.: 09.00.13. Чита, 2012. 22 с.
Нежура Е. А. Новые типы креолизованных текстов в коммуникативном пространстве Интернета // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2012. № 2. С. 47-52.
Николаева Е. М. Медиасреда как социально-культурное пространство современного общества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 7 (45). Ч. 2. С. 152-154.
Полосин В. С. Миф. Религия. Государство. М.: Ладомир, 1999. 440 с.
Тоффлер О. Третья волна. М.: АСТ, 2002. 433 с.
Фомина М. Н., Гостюхин А. С. Политическая система российского общества: взаимоотношение Русской Православной Церкви и государства на современном этапе. Чита: ЧитГУ, 2007. 152 с.
Цыганов В. В. Информационные войны в бизнесе и политике: теория и методология. М.: Академический проект, 2007. 336 с.
Щипков А. В. Во что верит Россия. Религиозные процессы в постперестроечной России: курс лекций. СПб.: РХГИ, 1998. 297 с.
Barker E. The Making of a Moonie. N. Y.: Blackwell Publishers, 1984. 305 p.
Brodie R. Virus of the Mind: The New Science of the Meme. Seattle, 2009. 264 p.
Polichak J. W. Memes as Pseudoscience // Shermer M. Skeptic Encyclopedia of Pseudoscience. Fitzory Dearborn Publishers, 2000. 903 p.
Tillich P. J. Christianity and the Encounter of the World Religions. N. Y.: Columbia University Press, 1963.