Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 4. Ч. 1. С. 127-132.
Панин Станислав Александрович
Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева
Аннотация. Работа посвящена анализу трех ключевых для изучения эзотеризма понятий: эзотеризм, магия и мистика. В рамках данной статьи эти понятия определяются и анализируются в широком контексте, подразумевающем выявление их связи с другими областями западной культуры - религией и наукой. Основываясь на подходе А. Верслуиса, автор развивает идею, согласно которой эзотеризм следует рассматривать как своего рода "пограничную территорию" между наукой и религией, в рамках которой осуществляется взаимодействие различных систем представлений о мире.
Ключевые слова и фразы: эзотеризм, магия, мистика, проблема определения эзотеризма, наука и религия, вненаучные формы знания, esotericism, magic, mysticism, problem of defining esotericism, science and religion, non-scientific forms of knowledge
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Аверинцев С. С. Мистика // Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2010. Т. 2. С. 579-580.
Винокуров В. В. "Институт хаоса": экстремизм и геополитические аспекты "энохеанской магии" // Вестник Орловского государственного университета. 2011. Т. 17. № 2. С. 200-204.
Генри Дж. Включение оккультных традиций в натурфилософию раннего Нового времени: новый подход к проблеме упадка магии // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2013. № 1 (31). С. 53-91.
Конт О. Общий обзор позитивизма. М.: ЛИБРОКОМ, 2012. 296 с.
Малиновский Б. Магия, наука и религия. М.: Академический проект, 2015. 298 с.
Мухаммад Салих аль-Мунаджид. Действительно ли суфийские шейхи входят в контакт с Аллахом? [Электронный ресурс]. URL: http://islamqa.info/ru/4983 (дата обращения: 26.01.2015).
Пази М. Оккультизм и современность: некоторые ключевые моменты // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2013. № 4 (31). С. 276-296.
Панин С. А. Проблема демаркации понятий магии, науки, религии // Мистико-эзотерические движения в теории и практике. История и дискурс: исторические и философские аспекты исследования эзотеризма и мистицизма. СПб.: РХГА, 2012. С. 205-212.
Степин В. С. Наука // Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2010. Т. 3. С. 23-28.
Форчун Д. Мистическая Каббала. М.: София, 2005. 352 с.
Хоружий С. С. Исихазм в России // Исихазм: аннотированная библиография. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2004. С. 549-646.
Capra F. O Tao da F?sica. Lisboa: Editorial Presen?a, 1989. 267 p.
Clarke A. S. Profiles of the Future. Toronto: Popular Library, 1977. 254 p.
Cutsinger J. Hesichia: An Orthodox Opening to Esoteric Ecumenism [Электронный ресурс]. URL: http://www.cutsinger.net/pdf/hesychia.pdf (дата обращения: 26.01.2015).
Faivre A. Access to Western Esotericism. Albany: SUNY Press, 1994. 369 p.
Hanegraaf W. J. New Age Religion and Western Culture: Esotericism in the Mirror of Secular Thought. Leiden - N. Y. - K?ln: Brill, 1996. 580 p.
Hanegraaff W. J. Western Esotericism: The Next Generation // Mystic and Esoteric Movements in Theory and Practice. History and Discourse: Historical and Philosophical Aspects of the Study of Esotericism and Mysticism. St. Petersburg: Russian Christian Academy for Humanities, 2012. P. 113-129.
Versluis A. Magic and Mysticism. Rowman and Littlefield Publishers, Inc., 2007. 179 p.