Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 3. Ч. 1. С. 22-27.
О РОЛИ РУССКОЙ ФОРТЕПИАННОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПИАНИСТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА КИТАЯ И ЯПОНИИ
Айзенштадт Сергей Абрамович
Дальневосточная государственная академия искусств
Аннотация. Статья посвящена малоизученным аспектам влияния русской фортепианной школы на музыкальную культуру стран Дальневосточного региона. Делается вывод, что особая значимость роли российской фортепианной школы для становления японского и китайского пианистического искусства во многом обусловлена тем, что некоторые стилевые качества русского пианизма оказались особенно актуальными и востребованными для первоначального освоения европейского музыкального языка и успешного формирования стилевого содержания национальных пианистических школ.
Ключевые слова и фразы: русская фортепианная школа, китайское фортепианное искусство, японское фортепианное искусство, Токио онгаку гакко, Шанхайская консерватория, Лео Сирота, Леонид Крейцер, Борис Захаров, Татьяна Кравченко, the Russian piano school, the Chinese piano art, the Japanese piano art, Tokyo Music School (T?ky? Ongaku Gakk?), Shanghai Conservatory of Music, Leo Sirota, Leonid Kreutzer, Boris Zakharov, Tatyana Kravchenko
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Айзенштадт С. А. А. Рутин, П. Виноградов, М. Шапиро: русская фортепианная школа в формировании японской музыкальной культуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 9. Ч. 2. С. 25-29.
Айзенштадт С. А. Зарождение фортепианного искусства в странах Дальневосточного региона // Идеи и идеалы. 2012. Т. 2. № 4. С. 101-109.
Айзенштадт С. А. Стилевые искания в фортепианном исполнительстве стран Дальневосточного региона // Проблемы музыкальной науки. 2011. № 2. С. 184-188.
Бугаевский А. В классе Татьяны Петровны Кравченко [Электронный ресурс]. URL: http://musica-ukrainica.odessa.ua/_a-bugaevski-kravchenko.html (дата обращения: 10.09.2014).
Бянь Мэн. Очерки становления и развития китайской фортепианной культуры: дисс. … к. искусствоведения. СПб., 1994. 140 с.
Долин А. А. Японский романтизм и становление новой поэзии. М.: Наука, 1978. 282 с.
Дубровская М. Ю. Формирование японской композиторской школы и творческая деятельность Ямады Косаку: дисс. … д. искусствоведения. Новосибирск, 2005. 642 с.
Липаев И. В. Московские письма // Русская музыкальная газета. 1905. № 46.
Мория Риса. Взаимопроникновение двух музыкальных культур в XX - нач. XXI в.: Япония - Россия: дисс. … к. искусствоведения. М., 2010. 273 с.
Ню Яцань. Фортепианная педагогика России и Китая: интегративный подход: дисс. … к. пед. н. М., 2009. 197 с.
Смирнов М. К вопросу о национальном исполнительском стиле // Эстетические очерки. М., 1977. Вып. 4. С. 153-167.
Сюй Бо. Феномен фортепианного исполнительства в Китае на рубеже XX-XXI веков: дисс. … к. искусствоведения. Ростов-на-Дону, 2011. 149 с.
У На. Педагогическая деятельность профессора Б. С. Захарова в Шанхае (по материалам документов и публикаций Дин Шандэ) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 92. С. 262-271.
Хуан Пин. Влияние русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы. СПб.: Астерион, 2009. 159 с.
Ando R. Chieko Наrа - A Life and Art. Seattle: University of Washington, 2010. 83 p.
Clark A. Lunch with the FT: Mitsuko Uchida [Электронный ресурс]. URL: http://www.ft.com/cms/s/2/50eb01f4-f3fc-11e0-b221-00144feab49a.html (дата обращения: 10.09.2014).
Iida M. The Acceptance of Western Piano Music in Japan and the Career of Takahiro Sonoda: a Document Submitted to the Graduate Faculty in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree of Doctor of Musical Arts. Norman, Oklahoma, 2009. 271 p.
Lang Lang, Ritz D. Journey of a Thousand Miles: My Story. N. Y.: Spiegel & Grau, 2009. 276 p.
Melvin S., Cai J. Rhapsody in Red: How Western Classical Music Became Chinese. N. Y.: Algora, 2004. 362 p.