Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 12. Ч. 4. С. 105-108.
РОЛЬ А. А. ЛАТЫПОВА В СТАНОВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА ТРЁХСТРУННОЙ ДОМРЕ В УФЕ
Логинова Ирина Валерьевна
Уфимская государственная академия искусств имени Загира Исмагилова
Аннотация. В статье рассматривается начальный этап становления профессионального исполнительства на трёхструнной домре в Уфе. Впервые изучается роль в этом процессе талантливого профессионального домриста, первого исполнителя Концерта для домры башкирского композитора Н. Я. Инякина, педагога, мастера-реконструктора народных инструментов Алмаса Ахуновича Латыпова. Освещаются факты из истории уфимских самодеятельных и профессиональных ансамблей и оркестров. Автор приходит к выводу, что разноплановая деятельность А. А. Латыпова позволила ему явиться основоположником во многих аспектах процесса профессионализации исполнительства на трёхструнной домре в Уфе.
Ключевые слова и фразы: трёхструнная домра в Уфе, А. А. Латыпов, ансамбли и оркестры русских народных инструментов, профессионализация, сольное концертное домровое исполнительство, музыка для домры, three-stringed domra in Ufa, A. A. Latypov, ensembles and orchestras of Russian folk instruments, professionalization, solo concert domra performance, music for domra
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Аюпова В. Х. Башкирская государственная филармония им. Х. Ахметова. Уфа: Башкортостан, 2009. 44 с.
Бикмухаметова Р. М. К истории музыкального образования в Башкирии. Уфимский учебно-консультационный пункт Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных // Из истории музыкального образования в Башкирии: статьи, творческие портреты, воспоминания / сост. Р. М. Бикмухаметова. Уфа, 2012. С. 5-32.
Галимзянова А. Е. Пути развития домрового исполнительства и творчества в культурных центрах Урала // Вопросы искусства игры на домре / ред.-сост. Е. Г. Скрябина; общ. ред. М. И. Имханицкого; ТИИ. Тольятти, 2010. С. 71-97.
Жирнов В. А., Линник В. Н. Из истории создания и становления Отдела народных инструментов Уфимского училища искусств. Уфа: РУМЦ по образованию МКиПН РБ, 2004. 70 с.
Латыпова Р. Ф. История народного музыкального творчества в Башкирской АССР (1919-1985 гг.): автореф. дисс. … к. искусствоведения. Уфа, 2012. 27 с.
Ненашева Т. А. Стилевые тенденции сочинений для домры в контексте инструментализма конца XX - начала XXI веков // Проблемы современной музыки: сб. мат-лов V Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Н. В. Морозовой. Пермь, 2012. С. 187-193.
Пересада А. С. Справочник домриста. Краснодар, 1993. 400 с.
Платонова С. М. Новые тенденции в современной советской музыке для баяна (1960-е - I-я половина 1980-х годов): автореф. дисс. … к. искусствоведения. Вильнюс, 1988. 26 с.
Приказ о зачислении Г. В. Шилова на основную работу // Музей Уфимского училища искусств. Приказ № 965 от 4.09.1957.
Скрябина Е. Г. Становление домрового искусства в свете достижений отечественной теории и практики музыкального исполнительства в XX веке // Вопросы искусства игры на домре / ред.-сост. Е. Г. Скрябина; общ. ред. М. И. Имханицкого; ТИИ. Тольятти, 2010. С. 60-70.
Суханов В. П. К истории ансамблевого исполнительства на кафедре народных инструментов УГАИ им З. Исмагилова. Уфа: УГАИ им. З. Исмагилова, 2013. 36 с.
Троицкая Л. Н., Ахмадиева Р. Р. Уфимское училище искусств. Уфа: Китап, 1992. 64 с.
Чайкин Н. Я. От редактора // Басурманов А. П. Справочник баяниста / общ. ред. Н. Я. Чайкина. М.: Сов. композитор, 1982. С. 3-13.
Шайхутдинов Р. Ю. Академическое баянное искусство Башкортостана. Уфа: РИС УГАИ им. З. Исмагилова, 2013. 224 с.